Ледник Якобсхавн тает так же быстро, как рос 300 лет тому назад

23.07.2011 11:18

Самый большой ледник Гренландии Якобсхавн никогда не отличался постоянством. Его состояние очень сильно зависит от температуры окружающего воздуха. Как показали недавние исследования, в текущий момент ледник активно тает, и этот процесс определенно связан с глобальным потеплением климата. Еще совсем недавно по геологическим меркам, 300 лет назад, Якобсхавн столь же быстро увеличивался.
За ледником Якобсхавн, расположенным  на востоке Гренландии, ученые Исландии наблюдают уже много лет.  Этот крупнейший в ледник острова таит в себе большую угрозу: если он растает, это может повысить уровень Мирового океана на реально ощутимое значение.

Группе исследователей  под руководством профессора Джесона Бриннера (Университет Буффало)  удалось вычислить, что Якобсхавн начал таять приблизительно в 1850 году, а до этого около 150 лет интенсивно увеличивался. При этом скорость его нарастания и таяния оказались приблизительно одинаковыми. Историю ледника изучили по осадкам Бринер вместе с коллегами провел анализ отложений озера и ископаемых остатков растительного мира, обнаруженных в районе ледника, и подсчитал, как его площадь менялась с течением времени на протяжении ближайших трехсот лет. По словам ученого, проведенные измерения, а также работы других авторов убедительно свидетельствуют, что в последние десятки лет Якобсхавн быстро тает. Но во времена малого ледникового периода этот ледник настолько же интенсивно и увеличивался.

Гляциолог считает, что уменьшение площади ледника в последние года очень четко зафиксировано с помощью аэрофотосъемки и спутниковых данных. Из этих данных следует, что процесс таяния начался приблизительно в 1850 году, за это время ледник сильно сжался с обоих боков. А вот вопрос о том, как вел себя Якобсхавн до этого времени, оставался до сих пор открытым. Решить эту задачу ученые смогли с помощью изучения отложений на дне озер Айсбум и Мортен, расположенных недалеко от ледника. В те годы, когда ледник подходил к этим озерам близко, они частично заполнялись его талой водой, а близлежащую равнину, покрытую тундровой растительностью, тоже заливала вода. Датировка ископаемых остатков растений, обнаруженных на дне указанных озер и их отложений,  позволила ученым определить, что с 1700 по 1850 годы Якобсхавн стремительно увеличивался в своих линейных размерах. Это время совпало с так называемым малым ледниковым периодом, когда температура в Северном полушарии планеты сильно понизилась.

Сейчас в Гренландии из-за глобального потепления климата тает не только ледник Якобсхавн, но и все другие ледники. Подсчитано, что с 1990 года Исландия теряет около 100 миллиардов тонн льда в год.

По материалам infox.ru

В издании Nature Geoscience опубликована статья американских ученых, которые рассказали о внезапном исчезновении североамериканской реки Слимс, протекающей по территории Канады.
19.04.2017 00:00
Согласно последним данным, которые были недавно озвучены американскими и австралийскими учеными, самый большой на Земле антарктический ледник Тоттен, который расположен в северной части Антарктиды, начал таять.
20.12.2016 00:02
Американские специалисты из управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства НАСА обнародовали спутниковые снимки гигантского разлома (длиной 120 км и шириной 90 м), образовавшегося на антарктическом ледяном шельфе, в результате которого в ближайшее время может отколоться гигантский айсберг площадью 6445 км² (немногим меньше острова Крит).
07.12.2016 00:41