Ученые приблизились к разгадке тайны Фетского диска

23.07.2013 09:47

Фестский диск - одна из самых интригующих археологических загадок, которая по сей день не разгадана полностью, несмотря на множество приложенных человечеством усилий. Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 года до н. э.) и затронувшего значительную часть Средиземноморья. Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната No 8 - по всей видимости, храмовое хранилище) строения No 101 при вскрытии первого дворца. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки.

Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго-востоку от диска была обнаружена разломанная табличка PH-1 линейного письма А. В том же году Пернье выступил со статьёй о своей находке в октябрьском номере журнала "Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei". В это же время Пернье участвовал во Втором конгрессе итальянских учёных по вопросам научного прогресса, где находки экспедиции были представлены научной общественности Италии. В 1909 году вышла ещё одна статья Пернье, в журнале "Ausonia", в этой работе были приведены фотографии обеих сторон диска, а также прорисовки отдельных знаков.

В своих публикациях Пернье провёл предварительный анализ памятника, высказал ряд предположений относительно его происхождения, способа изготовления, системы письма, направления чтения. Находка Пернье сразу привлекла к себе внимание исследователей. Уже в 1909 году обстоятельными публикациями, посвящёнными проблеме диска, отметились такие крупные учёные, как немецкий историк Эдуард Мейер[8] и итальянский археолог Алессандро Делла Сета[9]. Открыватель минойской цивилизации Артур Эванс посвятил Фестскому диску один из трёх разделов в первом томе своего фундаментального труда "Scripta Minoa" (1909).[10] В своей монографии Эванс опубликовал прорисовку диска, использовавшуюся в дальнейшем в большинстве работ, посвящённых этому памятнику.

В России первое серьёзное исследование диска провёл известный этрусколог и папиролог Альберт Бекштрем. Среди западных языковедов, которые больше всех приблизились к разгадке тайны Фестского диска, - доктор Гарет Оуэнс, работающий над изучением археологической находки уже более 5 лет, и его ассистент, Джон Коулман. Ученые утверждают, что им удалось расшифровать язык диска на 95%. По их мнению, текст носит религиозный характер и представляет собой "Гимн к Матери", что подтверждается исследованиями других ученых, работавших над расшифровкой Фестского диска ранее. С момента открытия Фестский диск являлся изолированным памятником, как по общему исполнению, так и в отношении используемой системы письменности. Перед исследователями сразу же встал ряд принципиальных вопросов: является ли диск памятником критского происхождения, или он был завезён на Крит, и если завезён, то откуда? Соответственно, можно ли датировать диск по культурному слою, из которого он был извлечён? Можно ли с уверенностью утверждать, что диск содержит какое-то сообщение, и мы имеем дело с неизвестной системой письма? Если это так, то возникают более частные вопросы: к какому типу относится эта система письма (логографическому, силлабическому или алфавитному), в каком направлении следует читать текст и, наконец, что же это за сообщение? К настоящему времени на часть этих вопросов даны более или менее убедительные ответы, Фестский диск уже нельзя считать абсолютно изолированным памятником, но практически по любой из названных проблем в научном сообществе сохраняется разделение мнений.

Украинский лингвист Юрий Мосенкис предлагает свою трактовку текста Ключом к дешифровке текста диска из Феста послужило частое сочетание знаков "кипарис" - "идущий человек". Надо иметь в виду, что при ребусном принципе записи может использоваться не целое слово, а только его часть (как правило, начало). Кроме того, четыре тысячи лет назад название кипариса в греческом языке (кипариссос) могло еще не иметь суффикса "-исс-", а состоять только лишь из корня (тождественного библейскому слову гофер - названию дерева, из которого строился Ноев ковчег). А "идущий" по-гречески - ион (отсюда происходит известный физический и химический термин - название "идущей" частицы). Итак, сочетание знаков "кипарис" - "идущий человек" можно читать "кипар- ион" и видеть в этом сочетании имя Гиперион. Так древние греки называли отца бога солнца Гелиоса и самого Гелиоса. Это имя дословно обозначает "вверху идущий" или "высоко идущий" и содержит известное греческое слово гипер или гипар "вверху". Передача начального звука г в имени Гипериона звуком к в названии кипариса может легко объясняться тем, что звонкие и глухие согласные на древнем Крите слабо различались на письме (как это известно из других критских письменностей). На поле диска, условно обозначаемом А 2 (традиционная нумерация ограниченных радиальными линиями полей снаружи внутрь на сторонах А и В), знаки читаются как имя самого Гелиоса - по образцу слоговых знаков расшифрованного в 1952-1953 годах М. Вентрисом критского слогового письма.

Итак, на полях А 1 - А 2 видим сочетание имен "Гиперион Гелиос". Точно такое же двойное имя бога солнца встречается через тысячу лет в текстах Гомера. Знак "корабль" (по-гречески навс, невс) употребляется в надписи на Фестском диске вместо прилагательного неос "новый". Знаки, изображающие голову кота и шкуру, употребляются, чередуясь, для обозначения одного и того же слова - "вечно", так как по-гречески начало слов "кот" и "шкура" созвучно слову "вечно". Сочетание знаков "кот" - "корабль" или "шкура" - "корабль" переводится, таким образом, как "вечно новый". Так именуется на диске бог солнца. Но то же самое выражение мы встречаем у загадочного и очень внимательного к игре слов древнегреческого философа Гераклита, чьи мысли известны сейчас только в пересказе других авторов. Так, Аристотель в "Метеорологике" пишет: "Солнце не только, как Гераклит утверждает, новое ежедневно, а и вечно и постоянно новое". Но еще раньше называл солнце "возобновляющимся" великий Гомер. "Вечно новым" назван на диске и "критский Зевс" - солнечный и календарный бог Зан, родственный древнеримскому Янусу. И это не случайно. Зан изображался юношей и представлялся критянам ежегодно возрождающимся - что, понятно, вполне естественно для бога года и вообще времени. Не менее интересно определение божества солнца на диске как "вечно вращающегося" или "вечно кружащегося".

Именно таким образом переводится сочетание знаков, повторяющееся на полях В 18, В 21, В 26. На поле А 12 встречаем сочетание "голубь" - "гвоздь", по-гречески фапс- хелос. Первое слово передает созвучное греческое название света (фаос, в критском диалекте фабос, отсюда фотография, фосфор), второе обозначает имя того же Гелиоса. Все сочетание абсолютно тождественно выражению Гомера "свет солнца". Знак, изображающий полную женщину (не похожую, как давно заметили, на другие критские изображения женщин), обозначает, скорее всего, кормилицу (по-гречески тело) и употребляется вместо еще одного имени критского бога солнца - Талос. Этот бог очень важен в критской мифологии. Он периодически обходит или обегает остров, что символизирует круговое движение солнца. Очень значителен тот факт, что на диске однажды упомянуто двойное египетское мифологическое имя Амон-Ра. Поскольку Амон равен Зевсу, Ра - Гелиосу, то двойное имя соответствует греческому Зевсу-Гелиосу. На диске это Зан-Гелиос (их имена часто стоят рядом). Имя Амона на Фестском диске передается изображением барана (по-гречески амнос), имя Ра - слоговым знаком, известным из ранее расшифрованных критских слоговых письменностей. Особый символизм употребления знака "баран" для обозначения имени Амона подкрепляется тем, что баран как раз и является животным Амона, самым частым атрибутом этого бога (о чем пишет уже древнегреческий "отец истории" Геродот). Следы культа Амона-Ра обнаружены - как результат египетского влияния - и на Крите, на что указывает А. Ф. Лосев.

Таким образом, на Фестском диске записан по-гречески религиозный гимн в честь бога солнца, вечно кружужащегося и вечно возрождающегося. Этот религиозно-мифологический памятник - не только первый в мире печатный текст, но и первое произведение античной и вообще европейской литературы. С дешифровкой этого текста сбылось пресказание крупного исследователя античной культуры А. Ф. Лосева. "Несомненно, на Крите был свой богатейший эпос, были свои песни и поэмы, в которых критские боги, демоны и герои, конечно, выступали в гораздо более ярком и цельном виде, чем это мы можем получить из данных последующей литературы. ...Может быть, когда-нибудь наука и будет обладать этим эпосом, а не только строить о нем догадки по позднейшим данным". Очень важны обнаруженные параллели текста диска не только с другими критскими надписями (слоговыми и алфавитными), но и с выражениями Гомера, Гераклита. Наиболее близкие к тексту Фестского диска древнегреческие произведения - религиозные гимны в честь солнца. Особое внимание стоит обратить на возможную связь диска с истоками орфизма - особого религиозного течения, в центре внимания которого находились культы солнца и переселения душ. Основание секты орфиков приписывалось легендарному фракийскому певцу Орфею. Связь орфизма с древней мифологией Крита отмечали и древнегреческие авторы (Диодор Сицилийский), и современные исследователи (А. Фол). По нашему мнению, можно считать несомненной связь учения Орфея и близкого к нему учения Пифагора и с Критом, и с Ираном. Очевидно, еще в начале третьего тысячелетия до н. э. существовала общая балкано-индоиранская религиозно-культурная традиция, к которой может восходить и Фестский диск. Однако это уже предмет совсем другого исследования.

Русские Афины 2013.07.19 20:18