История разработок морского шельфа в Украине

01.02.2011 00:00
О начале работы СПБУ "Таврида" (самоходной полупогружной буровой платформы) в бывшем Союзе на шельфе Крыма известно с 1974 года. Там же был построен и первый технологический порт Черноморск для обслуживания платформ. Предприятия Украины занимали на рынке СССР и продолжают занимать лидирующие позиции в производстве сверхтяжелых буксиров, кабеле- и трубо укладочных судов, кранов- подъемников и других вспомогательных судов. Собственник технологий самоходных платформ - севастопольское предприятие КБ "Коралл". В течение многих лет для процветания этого сектора украинского судостроения не хватало капиталовложений, наукоемких технологий и заинтересованности киевских чиновников.

В 1948 году США построило первую в мире плавучую нефтяную платформу Kermak-16, которая дала возможность проводить работы на глубине шести метров в Мексиканском заливе. До этого в 1896 году проводились работы по строительству насыпи на калифорнийском побережье, которые не были завершены. И в 1905 году состоялся первый выход нефтяников на шельф, благодаря группе инженеров во главе с Павлом Потоцким. Был развернут морской промысел в мировой столице по добыче нефти на тот момент – Баку. Для этого использовали прототипы нынешних платформ.

Когда Азербайджан вошел в состав союза, Потоцкого назначили директором «Азнефти». Но в СССР предпочтение отдавали сухопутным месторождениям Украины, Поволжья, Сибири. Морские запасы Азербайджана решили разрабатывать с насыпями на побережье. Первая эстакада в Баку заработала после второй мировой войны.

Руководство США, в отличие от СССР, сделало ставку на новые дорогие технологии. В результате чего в Мексиканском заливе уже в 1954 году началась работа первой в мире полноценной самоподъемной погружной буровой платформы, получившей название Mister Gas. В США расходы частным инвесторам на разработку шельфа на

80% компенсируются госбюджетом.

В 20 веке в индустрии по производству платформ появились самые большие в истории человечества инженерные сооружения. Сначала американские, затем и европейские платформы.

Некоторое время правительство СССР не реагировало на этот процесс, доход приносила добыча исключительно на суше. Ситуация изменилась в 1970- годах, когда СССР взялось за строительство платформ серии "Шельф" и "Каспий". Для этого был выбран Севастополь, город, закрытый от иностранцев. С этого времени единственный разработчик СПБУ в бывшем СССР - севастопольское КБ "Коралл", разработчик их оснащения - севастопольский КБ "Таврида".

Монополистом по производству подводной части стационарной платформы стал "Завод Глубоководных оснований им. Гейдара Алиева" в Баку. Также производство было разделено между такими заводами как "ЧСЗ", Красные баррикады", "Астраханский Корабел", "Выборгская Судоверфь".

На протяжении долгого времени среди крупнейших достижений КБ "Коралл, главным считали поставку платформ по освоению вьетнамского месторождения White Tiger.

Сегодня там добывается около 12 млн. тонн нефти ежегодно, что больше объемов добычи по всей Украине. Но в начале 21 века, когда на шельфе Казахстана и Азербайджана начался нефтяной бум, ситуация изменилась. Закончилась стагнация украинских предприятий по платформенному судостроению, у них появились новые инвесторы. "ЧСЗ" перешел в собственность холдинга "Смарт Групп" (Россия), а "Коралл" – в собственность корпорации "Группа Каспийская Энергия" (Россия).

 

По материалам money.comments.ua