Геологоразведка в России умирает

15.04.2013 16:27
Геологоразведка в России умирает

Как заявил в своем недавнем интервью директор научно-аналитического центра рационального недропользования ХМАО-Югры Александр Шпильман, геологоразведка в России в общем, и в ХМАО-Югре в частности, находится в плачевном состоянии. Об этом свидетельствуют статистические факты: в 2001 году в Югре поисково-разведочным бурением было пройдено более 1 млн. метров и открыто 19 месторождений. Десять лет спустя эти показатели упали в 4 раза: в 2010 году пройдено 271 000 метров и открыто 4 месторождения. Если в ближайшем будущем не поднять эти показатели, то геологоразведка, как отрасль, «прикажет долго жить».

Согласен со своим коллегой и президент Российского геологического общества Виктор Орлов, который подчеркивает, что развитие геологии отстает от возрастающих потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах. Если не предпринять радикальных срочных мер, то не за горами то время, когда отсутствие новых запасов углеводородов критически скажется на снижении добычи нефти, что автоматически повлечет за собой ухудшение геополитического и экономического положении России.

В сложившейся ситуации во многом виноваты чиновники, которые мастерски оперируя цифрами, занимались очковтирательством, в котором еще долго придется разбираться специалистам. Дело в том, что декларируемый Роснедрами «прирост» обеспечивается в основном пересчетом на бумаге, но не открытием и подтверждением новых запасов. Крупные нефтяные компании не заинтересованы вкладывать большие деньги в геологоразведку. В лучшем случае они направляют деньги на доразведку и освоение уже известных месторождений, в то время как главная задача геологоразведки - формирование «поискового задела».

Александр Шпильман убежден, что если не начать возрождать геологоразведочную отрасль, вкладывая в нее деньги, чтобы достигнуть уровня ее функционирования на уровне девяностых годов прошлого столетия, то рано или поздно Россия войдёт в полосу топливно-энергетического дефицита, что станет показателем кризиса уже не в геологии, а в стране.