Гольфстрим не замедляется и не исчезает

27.04.2012 17:36

Все чаще в мировых СМИ мелькают сообщения о том, что Гольфстрим замедляется, становится холоднее и меняет свой маршрут. И если этот процесс продолжится, средняя температура в Европе упадет на 12 градусов, что грозит новым малым ледниковым периодом.

Первое сообщение на эту тему прозвучало из уст климатологов Михаля Ковалевски и Мирослава Минтуса из Польши: измерив скорость и температуру теплого течения Гольфстрима, они обнаружили их ощутимое снижение в 2005 году.

Не добавили оптимизма и спутниковые снимки, полученные Джанлуиджи Цангари, аналитиком хаотических и сложных систем итальянского института ядерной физики. Цангари связал понижение температуры Гольфстрима с использованием компанией «Бритиш петролеум» корексита, с помощью которого британцы надеялись связать нефтяное пятно, возникшее в Мексиканском заливе в результате известной аварии.

Образовавшаяся на большой площади пленка, по словам итальянского физика, и стала причиной температурного режима в Мексиканском заливе – месте зарождения Гольфстрима.

А вот мнение ученых, занимающихся исследованием влияния мирового океана на климат.

«Большинство отечественных океанологов не разделяют мнения польских коллег, – утверждает Николай Осокин, завотделом гляциологии Института географии Российской академии наук. – Изменчивость скорости течения и температуры Гольфстрима в отдельные года часто существенно превышает средние значения. Это нормально.

В далеком прошлом Гольфстрима вообще не существовало, но вряд ли климат Северного полушария заметно отличался от нынешнего.

Не исключено, что Гольфстрим в будущем действительно исчезнет. Но не стоит ожидать при этом климатических катаклизмов. И это случится не за годы, а за тысячелетия».

«Гольфстрим не замедляется, никуда не исчез, и гарантированно будет существовать очень долго, – считает Петр Завьялов, замдиректора Института океанологии имени Ширшова, завлабораторией исследования взаимодействия океана с водами материков. – Когда идет речь об охлаждении или замедлении Гольфстрима, на самом деле путают понятия: в действительности имеет место влияние потепления на меридиональную циркуляцию, из-за таяния арктических льдов, поскольку холодная вода проникает в придонные слои и смешивается с Гольфстримом.

Но само теплое течение к этому отношения не имеет. Циркуляция воды - процесс очень медленный, происходящий тысячелетиями.

А вот ветровая циркуляция – другое дело. Но даже она не в силах повлиять на Гольфстрим существенно. Если говорить о выбросе нефти в Мексиканском заливе, то наблюдаемые изменения в Гольфстриме совершенно никак с аварией не связаны.

Я считаю, что любые антропогенные воздействия слишком ничтожны в масштабах планеты.

Меняются ли скорость и температура самого крупного океанского течения? Да, конечно. При этом изменчивость бывает сезонной, а бывает и случайной. Из этого нельзя делать далеко идущие выводы. Связь вихревых параметров в Мексиканском заливе и циркуляционных процессов в Северной Атлантике крайне сложна, и описывать ее с помощью простой линейной зависимости - просто наивно».

«Слово Гольфстрим часто употребляется в разных контекстах, – считает профессор Александр Кислов, завкафедрой климатологии и метеорологии географического факультета МГУ. – В Европу тепло приносится Северо-Атлантическим течением, которое является продолжением Гольфстрима.

Гольфстрим остановить невозможно, пока существует циркуляция в Атлантическом океане. Но еще 15 миллионов лет назад Гольфстрима не было.

Северная ветвь Гольфстрима более чувствительна и не однажды сильно ослабевала и даже останавливалась. Около Норвежского моря эта ветвь уходит в глубину. В районе Гренландии теплая вода тоже погружается вниз и затем движется в обратном направлении - к югу.

Соленость воды очень влияет на этот процесс. Когда пресной воды становится больше, течение замедляется вплоть до остановки и поворота на юг, в сторону Португалии.

Нам известно 17 таких изменений в промежутке с 10 до 60 тысяч лет назад, продолжающихся на протяжении столетий. Таяние льдов Канадского архипелага и Гренландии может спровоцировать этот процесс.

Разовые замеры в Гольфстриме вряд ли имеют существенное значение.

Вихревые структуры требуют многолетнего мониторинга, который уже ведется во Флориде, но оттуда никаких тревожных сигналов не поступает.

Если говорить о нефтяном выбросе в Мексиканском заливе, то такая мелочь не в состоянии повлиять на глобальные процессы планетарного масштаба, каким и является течение Гольфстрим».