ГТС Украины может стать собственностью «Газпрома»

08.04.2012 12:58

Россия продолжает заниматься активной скупкой нефте- и газотранспортных активов своих соседей по СНГ, используя мощь экспортных монополий «Газпрома» и «Транснефти», которые сегодня занялись строительством транспортных магистралей углеводородов в обход некоторых транзитных стран.

Разногласия с западными соседями - Белоруссией и Украиной в отношении стоимости газа для этих стран, на протяжении последних лет регулярно приводили к уменьшению поставок на запад, пугая Европу, которая сильно зависит от российского топлива.

По мере строительства обходных маршрутов для экспорта нефти и газа, Россия начинает скупать транспортные активы транзитных стран, рыночная стоимость которых неизменно будет падать по мере переброски экспортных потоков по другим направлениям.

Впервые Россия достигла независимости от транзита нефти через соседние государства в марте этого года, запустив вторую очередь Балтийской трубопроводной системы с терминалом в порту Усть-Луга, заявил Михаил Барков, вице-президент компании «Транснефть».

"Впервые Российская Федерация перестала зависеть от транзитных стран в отношении поставок нефти и от потребителей, которым по этой причине предоставлялись скидки» - отметил он.

По словам Баркова. «Транснефть» планирует купить белорусский участок нефтепровода «Дружба», по которому в Восточную и Центральную Европу поставляется 65 миллионов тонн нефти в год – это более 25% от всего российского экспорта.

Падение объемов поставок углеводородов из РФ ставит ее соседей перед сложной дилеммой: потерять доходы от транзита или лишиться контроля над своими транспортными активами.

«Строительство нефтепровода БТС-2 было начато в период обострения отношений с Белоруссией. Сегодня такое решение могли бы и не принять», - считает аналитик Валерий Нестеров.

В течение последних лет многие строптивые собственники трубопроводов оказались лишенными российского транзита. В 2003 году пострадал латвийский порт Вентспилс, затем - украинские Одесса и Южный. Украинская нефтепроводная система оказалась жертвой своих претензий на самостоятельный транзит нефти из Каспия, а Латвия - за нежелание отдать «Транснефти» долю в терминале Вентспилса.

Таким образом, Россия создала профицит нефтяных транспортных мощностей. Большинство участников рынка уверены, что они не могут быть обеспечены сырьем, особенно после строительства БТС-2 и нефтепровода ВСТО. Правда, Нестеров заверил, что «Транснефть» на этом остановится и дальнейшей экспансии трубопроводов не предвидится.

Газпром в этом отношении тоже не отстает, скупая газотранспортные активы соседних стран. Белорусский «Белтрансгаз» уже был съеден российским монополистом, на очереди – ГТС Украины.

Напомним, в конце минувшего года Газпром приобрел за 2.5 миллиарда долларов 50% акций «Белтрансгаза» в дополнение к прежним 50%, которые были приобретены на протяжении 2007-2010 годов.

«Этот шаг является косвенным давлением на Украину. Причем ей была предложена модель по ГТС, аналогичная белорусской», - считает Нестеров.

Москва намерена продвигать и другую альтернативу украинским газовым трубам - проект «Южный поток», который обойдется РФ в 21.5 миллиарда долларов и может полностью лишить строптивого соседа транзита российского газа.