Каждый мегабайт информации со станции «СП-39» - на вес золота

03.11.2011 22:07

Следующей весной Россия будет отмечать 75-летие экспедиции «Северный Полюс–1». Полярники, которые позже были названы «папанинцами», по фамилии руководителя экспедиции, стали Героями Советского Союза и служили примером для нескольких поколений советской молодежи. Сегодня дело ставшей уже легендарной четверки продолжает экспедиция «Северный Полюс–39».

Рассказывает Владимир Соколов, начальник высокоширотной экспедиции «Арктика–2011»:

– В течение первого же месяца своей работы станция «Северный Полюс–39» продрейфовала свыше 200 километров. Все шестнадцать полярников находятся в бодром расположении духа, работа идет по плану: несколько раз в сутки, по графику, в международный и российский гидрометеоцентры передаются сводки о состоянии атмосферы, океана и льдов.

Люди просто совершают подвиг, и для науки, и для страны. Не секрет, что работа эта крайне опасная и сложная, но их отменная подготовка позволяет успешно справляться со всеми стоящими перед ними задачами.

Всего один день дрейфующей станции сегодня по полученным результатам намного информативнее того, что полярники первых лет собирали за год, а следующей весной мы будем отмечать 75-летие высадки первой, «папанинской» экспедиции «Северный Полюс-1».

Все данные, которые получают на полюсе, крайне востребованы и у нас, и за границей. На планете в настоящее время происходят заметные климатические изменения. И поэтому любой мегабайт информации из Арктики, – на вес золота для всех международных метео- и геофизических служб. Океанологи и специалисты, изучающие морское дно, находящиеся сейчас на дрейфующей льдине – на особом счету, поскольку они занимаются прямыми, непосредственными наблюдениями, получая при этом уникальные данные, касающиеся криосферных изменений в Арктике, а от этого напрямую зависит климат планеты, а также развитие транспортных возможностей арктической территории.

Станция проводит измерение атмосферных процессов, происходящих в 30-километровой зоне, занимается мониторингом морского льда, комплексными океанографическими исследованиями, в том числе морского дна.

Береговые замеры, выполненные и у нас, и на Аляске, и в Канале, показали, что озоновый слой в Арктике становится тоньше. Озоновую дыру, которая над Антарктикой возникает каждый год, в нынешнем году впервые зафиксировали и в Арктике. Данные, которые были получены дрейфующей станцией, опираясь на зондирование атмосферы в 30-километровой зоне, полностью подтвердили данный факт. Для науки очень важно знать, как будет развиваться этот процесс в дальнейшем. Во всяком случае, это далеко не самый приятный «звоночек».

Нынешняя обстановка в Арктике сильно напоминает 2007 год, когда было зафиксировано самое большое сокращение льдов за все время наблюдений. Ученые связывают это с глобальными изменениями климатической системы. Циклоны приносят на Север тепло и осадки, которые разрушают лёд. И все же, пока существует полярная ночь, Арктика останется прежней. Существуют прогнозы, что в отдалённой перспективе, лет через пятьдесят, нас ожидает глобальное похолодание с соответствующим разрастанием ледяного панциря планеты. Это всего лишь гипотеза, но она только подчёркивает необходимость мониторинга за обстановкой.

Другой вопрос – как создать максимально комфортные и безопасные условия для зимовщиков. В течение нынешнего года на совещаниях Морской коллегии при правительстве РФ, на которых председательствовал вице-премьер Сергей Иванов, был рассмотрен вопрос о строительстве самодвижущейся специализированной ледостойкой платформы, которая должна стать ядром будущей дрейфующей станции. Разработка этого судна будет вестись, начиная со следующего года. Там будут размещены транспортные средства, питание, связь, энергетика. Однако научно-исследовательские павильоны, вместе со всем необходимым специальным оборудованием и модулями для проживания полярников все же будут размещены на самой льдине на удалении от 0.5 до пяти километров, поскольку непосредственные наблюдения с судна в любом случае будут вносить свои возмущения в природную среду. А науке нужны замеры без каких бы то ни было посторонних влияний.

Коллеги из США и Европы проявляют все больший интерес к этому региону, но целым рядом необходимых технологий обладает только Россия. Поэтому наши будущие дрейфующие станции должны стать центром большой международной высокоширотной исследовательской программы. Ее реальные контуры ныне и обсуждаются.