Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Легендарный Крузенштерн не был пионером
В этом году исполнилось 210 лет первой русской кругосветной экспедиции в составе двух небольших кораблей (даже по меркам того времени) — шлюпа «Надежда» и «Нева». Первым руководил всем известный мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн, вторым — мало кому известный Юрий Федорович Лисянский, однокашник, друг и верный помощник Крузенштерна.
Главной задачей экспедиции являлось исследование устья Амура и прилегающих территорий — требовалось выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.
В Бразилии у острова Санта-Катарина на шлюпе «Нева» пришлось делать существенный ремонт, требовалось заменить две мачты, пострадавшие во время путешествия. После того, как ремонтные работы были закончены экспедиция впервые в истории русского флота пересекла экватор и направилась на юг. Корабли обогнули мыс Горн и спустя 3 недели в Тихом океане разошлись, чтобы встретиться вблизи Маркизских островов и вместе проследовать к Гавайским островам, где корабли вновь расстались - "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский.
Первая кругосветная экспедиция русского флота закончилась блистательно, явившись доказательством доблести русских моряков. В результате плавания было доказано, что доставку товаров на далекие расстояния гораздо рентабельнее доставлять морским путем. Таким путем Россия могла торговать с Китаем.
В то время российское Морское ведомство возглавлял П.В. Чичагов, который не унаследовал талантов своего отца, но "самого себя считавший способным ко всему, а других ни к чему". Высокий чиновник был ярым поклонником всего английского и считал, что в плавание надо ходить на иностранных судах с иностранными матросами. Поэтому, шлюпы для кругосветного плавания пришлось закупать в Англии, но их команды по настоянию Крузенштерна и Лисянского укомплектовали русскими матросами.
Руководителя первой русской кругосветной экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна знает и млад, и стар — его именем названы 12 географических пунктов на нашей планете. Поэтому, стоит остановиться подробнее на его верном помощнике, разделившем вся тягости и невзгоды долгой экспедиции, Юрии Федоровиче Лиснянском.
Родился Юрий Лиснянский в семье священника 2(13) августа 1773 года в Нежине. Маленький Юра буквально бредил морем и в 1783 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где и подружился с Иваном Крузенштерном.
После окончания кадетского корпуса, тринадцатилетний Юра поступает гардемарином на фрегат «Подражислав», который в то время входил в состав Балтийской эскадры под руководством адмирала Грейга. За период с 1786 по 1793 годы Юрий Лиснянский участвовал в нескольких морских сражениях, в 1789 году был произведен в мичманы, в 1793 году — в лейтенанты и направлен волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию, где в течение 4 лет постигал все тонкости военного морского ремесла, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции, сражался с пиратами в водах Северной Америки.
Жизнь лейтенанта Юрия Лиснянского была бурной и насыщенной, он путешествовал по США, где лично встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле был в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки, потом сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Святой Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке.
В 1797 году Юрия Лиснянского произвели в капитан-лейтенанты и в 1800 году он вернулся на родину, где получил должность командира фрегата "Автроил" на Балтийском флоте. К тому времени Лиснянский был уже опытным моряком с большими знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики.
Осенью 1802 года Юрия Лиснянского наградили орденом Святого Георгия 4 степени за участие в 16 морских компаниях и 2 больших сражениях.
Учитывая огромный опыт молодого моряка, Морское министерство назначило его вторым руководителем предстоящей кругосветки и отправило в Англию вместе с корабельных дел мастером Разумовым для закупки подходящих кораблей и части снаряжения для предстоящей экспедиции. В итоге русские моряки остановили свой выбор на 16-пушечном шлюпе «Леандр» (водоизмещение 450 тонн) и 14-пушечном шлюпе «Темза» (370 тонн), которые затем были соответственно переименованы в «Надежду» и «Неву».
Летом 1803 года шлюпы были полностью укомплектованы и готовы к экспедиции. В самом начале плавания корабли попали в сильный шторм, и только благодаря морскому искусству и мужеству русских моряков была предотвращена трагедия, хотя корабли и пришлось конопатить заново в порту Фалмут.
Лиснянскому принадлежит рекорд того времени — впервые в истории мореплавания его корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13923 мили от берегов Китая до английского Портсмута.
Во время плавания Юрием Лиснянским были устранены многочисленные неточности в морских описаниях, был открыт необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана, были обследованы морские течения с фиксацией температуры воды, удельной массы, составлены гидрографические описания берегов, собрн обширный этнографический материал. Юрий Лиснянский первым проложил путь через моря и океаны от Русской Америки, до 1867 года принадлежавшей России, а затем проданной США, до берегов Невы.
«Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля (5 августа) 1806 года, после почти трехлетнего плавания. Таким образом, именно Юрий Лиснянский со своим экипажем официально следует считать первыми российскими кругосветными мореплавателями. «Надежда», руководимая И.Ф. Крузенштерном, вернулась спустя 2 недели после возвращения «Невы».
Но слава кругосветного мореплавателя досталась все-таки Крузенштерну, сумевшему на три года раньше, чем Лисянский, опубликовать свой отчет для о путешествии для Географического общества. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.
Умер Юрий Лиснянский 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге, где похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле "Нева".
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45