Ломоносов Михаил Васильевич

09.11.2011 19:52

В том, что Михаил Ломоносов был для своего времени выдающимся ученым, сегодня никто не сомневается. Известное выражение, что талантливый человек будет талантлив во всем, справедливо и в отношении Ломоносова.

Его интересовало очень многое, и за изучение чего бы он ни взялся, у него все получалось с видимой легкостью. Кроме выдающейся способности к восприятию информации, он обладал удивительной способностью проникать в суть изучаемого предмета.

Говорить о достижениях Михаила Ломоносова в самых различных сферах тогдашней жизни можно долго – он успел сделать для науки столько, сколько другие талантливые ученые в отдельной области знаний не в состоянии сделать и за столетие, - но хотелось бы осветить несколько аспектов его научной деятельности.

Ломоносов оказался первым в мире человеком, который выявил, что улучшить зрение человека в полной темноте можно с помощью оптического устройства. Свое изобретение ученый назвал или «машиной для сгущения света» или «ночезрительной трубой». Ломоносов детально изучил механизм зрения ночных животных – и определил, что большую роль здесь играют большие размеры зрачка и очень высокая чувствительность зрительного нерва. Поэтому его «машина» и оказалась оптическим прибором с большим объективом и двумя линзами, который захватывал лучи света, собирал их с помощью преломления и окуляра малого размера, который опять же преломлял лучи и преобразовывал их при этом в параллельные. Ученый говорил, что его прибор в темной комнате позволяет различать предметы. Следовательно, Ломоносов Михаил Васильевич оказался первым ученым, сформулировавшим принципы работы устройства при недостатке освещения, но потому, что научное сообщество России не поддержало и не поняло его, признание получили иностранные ученые, которые придумали то же оптическое устройство намного позже – Ламберт и Лаланд.

Одним из множества талантов Ломоносова было и искусство рисования. Когда Ломоносов обучался в Германии, он изучал, в том числе и рисование, и эти 2 года занятий были основой для последующего развития незаурядных способностей Ломоносова в изобразительном искусстве, которые он выразил в таком его подвиде, как мозаика. Древнее искусство, которое было известно еще со времен Аристотеля, привлекло к себе Ломоносова, он его в России и возродил. Несколько лет Ломоносов занимался совершенствованием технологии производства цветного стекла, что само по себе было новшеством для России. Впоследствии он создал произведения, получившие мировое признание, к примеру, портрет Петра I или картину «Полтавская баталия».

Многие и за 300 лет не успеют того, что успел Михаил Ломоносов за свою жизнь.

Большим достоинством его считается редкая для всех времен оригинальность суждений и идей. Одним из примеров таких достижений было составление минералогии России. Ломоносов поставил перед собой две цели – обнаружить полезные ископаемые и драгоценные металлы и систематизировать известные на то время минералы с химико-биологического аспекта. Стоит отметить, что когда Ломоносов начал вплотную заниматься минералогией, начала активно развиваться тяжелая промышленность, в которую значительный вклад внесли именно исследования Ломоносова. Ученый привлекал к научной работе простых людей. Многие труды Ломоносова в данной области были оценены его современниками и приносят пользу даже сейчас.

Общеизвестно, что Михаил Ломоносов внес значительные усовершенствования в систему российского образования, но о вкладе ученого в педагогику говорят мало. Меж тем Ломоносов считал воспитание достаточно важным аспектом жизни общества, который непосредственно влияет на формирование личности и в будущем создает предпосылки для ее всестороннего развития. Важной целью в процессе воспитания являлось формирование чувства патриотизма, трудолюбия и милосердия. Эти цели и другие оригинальные идеи в сфере педагогики стали основой для воспитания многих поколений.