NASA возвращается к идее космического дирижабля

20.01.2015 10:41
NASA возвращается к идее космического дирижабля

Технический прогресс, подобно капризной моде, имеет тенденцию возвращаться к ранее разработанным, но затем забытым, решениям. Одним из таких наглядных примеров является дирижабль.

Бум дирижаблестроения пришелся на начало минувшего века, после чего постепенно сошел на «нет». Сейчас американские специалисты из НАСА решили вновь обратиться к «дедовым» чертежам, и возобновить использование дирижаблей, но уже в новой ипостаси – космической.

На первый взгляд их задумка выглядит просто фантастической, но это только на первый взгляд. Не стоит забывать, что за минувшее столетие в плане технологий и создания новых материалов наука сделала колоссальный количественный и качественный скачок.

Как бы там ни было, но американцами уже объявлен конкурс “20-20-20 Airship Challenge” по созданию специального космического дирижабля. Организаторы конкурса надеются, что на рассмотрение будут поданы проекты аппаратов, которые смогут находиться довольно длительное время в верхних слоях стратосферы, выполняя разнообразные научно-исследовательские задачи, как-то: составление климатических карт и привлечение в область прогнозирования погоды.

Основной недостаток современных метеорологических зондов заключается в том, что они вынуждены дрейфовать по направлению ветра, что не позволяет полноценно использовать их потенциал. Дирижабли такого недостатка лишены – эти воздухоплавательные аппараты хорошо управляются и могут подниматься на достаточно большие высоты, заполнив тем самым «пробел» между высотами, ранее освоенными самолетами, и темы высотами, на которых в наше время летают низкоорбитальные спутники.

На таких дирижаблях можно было бы, например, с одной стороны устанавливать телескопы, а с другой, в качестве противовеса – оборудование для климатических исследований. Надо сказать, что учеными НАСА ранее уже выдвигалась идея использования подобных конструкций на Венере. Предлагалось использовать дирижабли на высоте 40-60 километров, где среда обитания более-менее подходит человеку. На этой высоте дирижабли бы находились достаточно долгое время, наподобие современных орбитальных космических станций, при этом принимая с Земли сменные экипажи.

Надо сказать, что еще в июне 2004 года на территории западного Техаса был успешно испытан огромный беспилотный V-образный воздушный корабль под названием Ascender. Заполненный гелием аппарат был оснащен воздушными винтами, имел длину 53 метра, и смог подняться на высоту в 30500 метров.

Однако, чтобы представить себе масштабы космического дирижабля, следует сказать, что его размеры в поперечнике составят 3200 метров. Такой гигант будет дрейфовать на высоте в 42 километра, на его борту будет находиться обитаемая исследовательская станция, экипаж на которую будет доставляться специальными пилотируемыми мини-аналогами.

Другой известный проект под названием Orbital Ascender предусматривает строительство пилотируемого V-образного аэростата длиной 1,8 километра, который способен двигаться по орбите вокруг планеты. Один оборот вокруг Земли у гигантского корабля занял бы 3-9 дней. Для полноценного разгона и подъема на высоту в 60 километров ученые предлагают  использовать реактивные ионные двигатели, питаемые солнечными батареями и топливными элементами. 





Сюжеты по теме

По мнению некоторых экспертов, такое транспортное средство, как дирижабль, остается несправедливо недооцененным в наши дни. Не исключено, что уже в ближайшем будущем ситуация может измениться.
23.08.2016 10:26