Нефтесервисный рынок России умирает

11.01.2012 20:10

В течение 2011 года на самом высоком уровне много говорилось о необходимости поддержки отечественного нефтегазового сервиса. Однако дальше громогласных лозунгов дело, как обычно, не пошло. В нынешней структуре закупок государственных добывающих компаний доля поставок оборудования отечественных производителей, а также услуг наших сервисных предприятий, как и ранее, остается очень незначительной. По-настоящему крупномасштабные закупки встречаются, но носят исключительно разовый характер. Агентство нефтегазовой информации России провело беседу по этой теме с Владимиром Лаптевым, директор геофизического приборостроения НПФ «Геофизика».

- Владимир Викторович, достаточно большое число экспертов не очень лестно отзываются о политике российского правительства в области нефтегазового сервиса, добычи углеводородов. Вы тоже так считаете? Дайте, пожалуйста, свою оценку происходящего.

- Если говорить дипломатично, ситуацию оцениваю как не дальновидную, не продуманную, не эффективную. Я считаю, что этим стране нанесен большой вред. Сегодня мы уже не умеем хорошо строить самолёты, наши ракеты постоянно падают. На реках отсутствуют новые теплоходы, а со старыми происходят катастрофы с человеческими жертвами. В дорожном строительстве задействована исключительно импортная спецтехника. Я уже не говорю о Саяно-Шушенской ГЭС. Нужно ли продолжать дальше? Ситуация очевидна и без этого. Основная проблема нашей страны состоит в том, что управление сосредоточено в руках совершенно некомпетентных людей, то есть налицо большевистский принцип 20-х годов – «каждая кухарка в состоянии управлять страной». Силовики, экономисты, ветеринары и юристы управляют важнейшими отраслями промышленности, возглавляют крупнейшие госпредприятия и частные корпорации. Если добавить полный разгром академической и отраслевой науки, бегство талантливых учёных и перспективной молодежи – картина будет просто удручающей. У нас отсутствует осмысленная промышленная политика, все упирается только в нефтегазовую иглу огромных масштабов. Зато полным ходом идет трескотня о модернизации экономики страны. И это при превосходящей все мыслимые границы коррупции! Если для страны задача модернизации экономики и промышленности архиважная, во главе этого процесса должны быть поставлены лидеры-профессионалы, как в своё время поставили Курчатова и Королёва. А сейчас этим занимается политолог Сурков.

- Больше всего от мирового финансово-экономического кризиса пострадали нефтесервисные предприятия. Они и сейчас в тяжелом положении, хотя ТЭК России развивается стремительными темпами. Почему так происходит?

- Российский сервисный рынок ёмкостью около 16-20 миллиардов долларов в год наши правители проигрывают по причине своего невежества. России извне навязана политика, призывающая «освобождаться от непрофильных активов». Некомпетентные реформаторы тут же приступили к реализации этого принципа. В итоге нефтегазовый сервис оказался вне состава крупных нефтегазовых компаний, потерял конкурентоспособность и в значительной степени оказался поглощён зарубежными сервисными компаниями. В ближайшие год-два отечественный рынок нефтегазового сервиса полностью прекратит свое существование, оказавшись под контролем американских компаний Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Hughes.

Тогда государство столкнется вплотную с фактом свободного доступа зарубежных компаний к стратегической информации о сырьевой базе страны, а наши нефтяные компании вынуждены будут за это платить в 5-15 раз дороже, нежели сейчас. В несколько более выгодном положении окажутся Татнефть, Сургутнефтегаз и Газпром, которые сохранили свой сервис.

Яркий пример правильной государственной политики в сфере нефтегазового сервиса показывает Китай. Он даже и не думал «освобождаться от непрофильных активов». Основные направления политика китайского руководства - обеспечение независимости от зарубежного сервиса и экспансия на мировой нефтесервисный рынок. Китай при вступлении в ВТО попросил восемь лет на модернизацию своего нефтегазового сервиса. Это направление было возложено на нефтегазовые компании КНР, был также привлечён ВПК страны, для закупки лучшей мировой техники были выделены достаточные финансовые средства. Результат - сервисные компании за короткий срок оказались конкурентными. И только после этого на внутренний рынок были допущены зарубежные компании. Однако их конкурентоспособность оказалась гораздо ниже китайских компаний. И поэтому сегодня доля иностранного нефтегазового сервиса на их рынке составляет не более 4-5%.

- Могут ли инициативы Медведева как-то улучшить ситуацию?

- Сильно сомневаюсь. Медведев скоро покинет свой пост. Тем временем процесс гибели отечественного нефтегазового сервиса продолжается. Будет очень обидно, если новая власть допустит окончательный развал нефтегазового сервиса страны.

- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы переломить ситуацию?

- В любом случае простого пути не будет. Вступление в ВТО только усложнит задачу, однако шансы исправить положение еще имеются. Власть должна действовать очень энергично.

Необходимо создание многопрофильных крупных национальных нефтесервисных компаний в составе Сургутнефтегаза, Газпрома, Роснефти или Зарубежнефти с передачей им государственных сервисных активов. Оснастить современной технологией и техникой. Предоставить возможность работать с любыми заказчиками за рубежом и в России на конкурентных началах. Обеспечить на уровне государства режим наибольшего благоприятствования российским компаниям машиностроения, нефтегазового сервиса, науки и приборостроения, осуществить поддержку российских компаний нефтегазового сервиса на внешнем сервисном рынке.