Освоение арктического шельфа: нужны перемены

17.04.2012 16:23

На днях премьер Владимир Путин провел рабочее совещание, на котором обсуждалось освоение отечественного шельфа. Путин сообщил, что частные компании вскоре могут получить доступ к освоению шельфовых месторождений. Это заявление можно назвать признанием ошибки, допущенной в 2008 году, когда был принят закон, запрещающий доступ к континентальному шельфу всем, кроме «Газпрома» и «Роснефти». Спустя столько времени вдруг выяснилось, что эти компании разработать шельф самостоятельно не в состоянии. Причина банальна – отсутствие соответствующих технологий, опыта, материальных и кадровых ресурсов. И возникают сомнения, а не слишком ли поздно пришло понимание сути проблемы?

Согласно закону, принятому в 2008 году, государство должно обладать пакетом в 50 или более процентов в любом морском проекте. Причем речь идет не о государственной компании, а именно о государстве. То есть если «Газпром» решит создать СП с участием иностранной компании, для последней в таком СП доли не достанется вообще. Поэтому попытки «Газпром» задействовать в освоении Штокмана Total и Statoil ни к чему не привели. Их роль была ограничена поставками оборудования, услуг и технологий. То есть эти компании не могут рассчитывать ни на грамм будущего газа. А оказаться в роли обычного подрядчика вместо партнерства для иностранных компаний бесперспективно.

В компании «Роснефть» государство имеет долю в 75%. То есть теоретически она может отдать ExxonMobil 33% в СП (государству все равно останется 50%). Но уже известны планы о приватизации акций «Роснефти». То есть доля иностранного инвестора упадет до 16 процентов. И для ExxonMobil это уже недопустимо. Потому она пока занимает выжидательную позицию.

Как же исправить ситуацию? Главное условие - открытие доступа к СП на шельфе зарубежным и частным компаниям в качестве равноправных партнеров. Любой участник такого СП должен иметь возможность поставить некоторую часть запасов разрабатываемого месторождения себе на баланс. Должны быть предоставлены гарантии, что он будет иметь право на разработку открытого месторождения. При нынешнем состоянии дел любое новое месторождение может быть названо стратегически важным, чтобы отобрать лицензию на его разработку.

Кроме того, необходим специальный налоговый режим для разработки шельфа. Этот режим должен быть стабильным, что невозможно, поскольку налоги у нас меняются практически каждый месяц. А шельфовый проект окажется прибыльным лет через 15–20.

Единственный выход - соглашение о разделе продукции, где все условия оговариваются заранее. Но тенденции таковы, что СРП называются чуть ли не предательством национальных интересов.

Таким образом, правительство с 2008 года, как могло, отпугивало иностранные компании от разработки российского шельфа. Теперь ситуация прояснилась – без их помощи нам шельф не осилить. Нужны изменения в законодательстве, которые раньше, чем через год не появятся. В настоящее время идут ожесточенные споры о формах налоговых льгот и даже о том, стоит ли вообще отменять ограничения, принятые в 2008 году. То есть вроде бы ошибки признаются, пока очень и очень осторожно, но плана по их исправлению еще нет.

Однако на быстрое разрешение ситуации с разработкой шельфа рассчитывать не приходится. Менять необходимо одновременно несколько законов, но в настоящий момент даже их проекты не замечены. Госдума после формирования нового правительства уйдет на каникулы до осени. А значит, освоение арктического шельфа откладывается еще на год.