Полет Юрия Гагарина: ряд малоизвестных фактов

14.04.2016 20:34
Полет Юрия Гагарина: ряд малоизвестных фактов

На этой неделе, во вторник, 12 апреля исполнилось 55 лет со дня первого полета человека в космос. Уже нет многих людей, которые участвовали в историческом событии. Нет и той страны, которая первой вышла в космос. Наверное, по этим причинам сейчас становятся известными многие интересные факты, связанные с полетом Ю. А. Гагарина на корабле «Восток», которые ранее были засекречены по тем или иным причинам.

 

У Гагарина было два дублера. Помимо Германа Титова, о котором все знают, вторым дублером был Григорий Нелюбов, который не одевал скафандр, но был готов к полету в случае непредвиденных обстоятельств. К сожалению, дальнейшая судьба Григория сложилась трагически – вскоре за нарушение дисциплины он был исключен из отряда космонавтов, и через несколько лет погиб в результате несчастного случая.

 

Юрий Гагарин перед полетом на всякий случай написал прощальное письмо своей супруге Валентине Ивановне, которое она получит после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

 

Полет «Востока-1» проходил исключительно в автоматическом режиме, поскольку ученые просто не знали, как поведет себя человек в условиях космоса. На крайний случай у Гагарина был пакет с особым кодом, который позволял активизировать ручное управление корабля.

 

Еще до полета было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу», от Гагарина, Титова и Нелюбова. Еще три разных сообщения были подготовлены сотрудниками ТАСС – на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.

 

Перед самым стартом «Востока-1» возникла нештатная ситуация – датчик герметичности на люке не сработал, что было чревато отменой старта. Ведущий конструктор Олег Ивановский со своими подопечными за несколько минут отвернули 30 гаек, проверили и поправили датчик, обратно завернули гайки и закрыли люк – пример нынешним механикам «Формулы-1».

 

Многие знают о крылатой фразе Гагарина «Поехали!», которую он произнес во время старта корабля, но мало кто знает о его другой фразе, которую космонавт произнес во время входа спускаемой капсулы в плотные слои земной атмосферы: «Я горю, прощайте, товарищи!». Это была естественная реакция человека, увидевшего в иллюминатор, что капсула вся охвачена пламенем, ведь внешняя обшивка в момент входа в атмосферу Земли разогревается до температуры выше 3000 °С. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

 

Популярные документальные кадры, на которых Гагарин из космоса общается с Сергеем Королевым, являются монтажом, сделанным позже. Недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

 

Изначально на кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавта в спускаемой капсуле. На высоте 1500 метров космонавт катапультировался и приземлялся на парашюте. Это было связано с тем, что инженеры не были уверены в мягкой посадке спускаемой капсулы, которая в то время не была оборудована двигателями мягкой посадки. По этой причине Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. Советские чиновники не долго «ломали голову» над решением проблемы, просто заявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.

 

Еще одна, известная многим подробность – развязавшийся шнурок на ботинке Гагарина во время его шествия по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта. Однако, как уверяет сын Никиты Хрущева, Сергей Хрущев, шнурки у первого космонавта были в полном порядке, а отстегнулась подтяжка для носков, и железная пряжка била Гагарина по ноге.