Проект по созданию возвращаемой первой ступени исключен из Федеральной космической программы

20.01.2016 11:55
Проект по созданию возвращаемой первой ступени исключен из Федеральной космической программы

Стало известно, что из Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-25 годы, которая в данный момент находится на согласовании в профильном министерстве, исключен пункт по созданию отечественной многоразовой первой ступени ракеты-носителя (опытно-конструкторская разработка под шифром ЛЭК-ВРБ). Напомним, что ранее на эту задачу планировалось выделить из государственного бюджета сумму в 12,5 миллиардов рублей. Однако, финансовые проблемы заставили руководство «Роскосмоса» скорректировать космическую программу, оставив наиболее значимые задачи.

Тем не менее, работы по созданию многоразовых первых ступеней ракет уже были начаты в Центре Хруничева. Так в 2011 году Роскосмос заказал эскизное проектирование такой системы, выделив на проект 250 миллионов рублей. Одна из предложенных «Хруничевым» разработок называлась многоразовая ракетно-космическая система (МРКС).  В 2013 году были проведены исследования посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС, выполненного в виде макета, внешне очень похожего на «Буран».

Учитывая сложность сложившейся финансовой обстановки, исключение ЛЭК-ВРБ из итогового проекта ФКП не вызвало особых дискуссий в космическом агентстве, поскольку речь идет о разработке комплекса на довольно отдаленную перспективу и с уверенностью сказать сегодня, понадобится ли такая система в будущем, пока сложно.

Насколько правы оказались российские чиновники, можно будет судить по результатам работы инженеров частной американской компании SpaceX, возглавляемую миллиардером Илоном Маском, которые уже несколько лет проводят аналогичные испытания, по осуществлению посадки первой ступени ракеты Falcon 9. Правда, техническое решение у американцев в корне отличается от российского. Если у «Хруничева» занимались разработкой ракеты с крыльями, которая должна была осуществлять самолетную посадку, то в SpaceX первая ступень приземляется в вертикальном положении на специальные стойки.

В декабре 2015 года у американцев получилось посадить первую ступень Фалкона без повреждений. Однако, это был единственный их успех, поскольку все остальные попытки посадки на плавучую платформу неизбежно терпели неудачу. Учитывая накопленный опыт инженеров SpaceX, можно с высокой долей вероятности допустить, что сложную техническую задачу им удастся-таки решить. Но, возникает следующая проблема. Поскольку первая ступень уже отработала некий ресурс, для ее повторного использования необходимо будет провести ряд сложных испытаний на предмет ее пригодности к последующей эксплуатации. Во что это выльется, сказать пока трудно.

Между тем, специалисты отмечают, что в случае успешного решения задачи, стоимость запусков может быть сокращена на несколько десятков миллионов долларов, поскольку на строительство первой ступени ракеты-носителя уходит почти половина всего бюджета одного запуска.