Разработка шельфа: льготы не во благо

23.04.2012 18:06

Новую налоговую систему, предложенную Минэнерго (не без участия премьера Владимира Путина, надо полагать) для разработки российского шельфа вряд ли даже условно можно назвать большим достижением. Предложенные ставки налогов слишком низки для того, чтобы и «Роснефть», и «Газпром» были обеспокоены высокой экономической эффективностью своих шельфовых проектов. К тому же поступления в бюджет от освоения богатых арктических месторождений будут сведены к минимуму.

Нечто аналогичное происходило в Азербайджане в 1994 году. Тогда Гейдар Алиев подписал широко разрекламированный «контракт века» по освоению месторождений Чыраг, Азери и Гюнешли, но получил приличную порцию критики за то, что по условиям этого контракта страна получит слишком мало прибыли. На это последовал ответ: да, мы признаем, что этот документ мог быть намного выгоднее для Азербайджана. Но мы остро нуждаемся в инвесторах, необходим первый шаг, который поможет их привлечь, а позже мы сделаем все возможное, чтобы компенсировать недополученную сегодня прибыль.

Сказано – сделано. На протяжении последующих лет власти страны подписали 26 соглашений, в которых фигурировали 41 компания из девятнадцати стран. Да, некоторые проекты оказались проваленными по причине бурения сухих скважин, но зато страна получила достаточно четкое представление об углеводородном потенциале своего каспийского шельфа, причем за средства инвесторов.

У нас же невыгодные условия для государства освоения шельфа закрепляется не в договоре, не в контракте или соглашении, а на законодательном уровне. Потенциальным инвесторам гарантируется сохранение налогов на протяжении пятнадцати лет. Правительство думает примерно так: вряд ли на шельфе будут обнаружены крупные запасы, не стоит рассчитывать и на эффективность технологий, поэтому пускай «Роснефть» и «Газпром» с помощью низких налогов окупят хотя бы собственные затраты, при этом и отечественные подрядчики будут обеспечены работой.

Механизм СРП предусматривает зависимость раздела продукции от такого показателя, как IRR: чем он выше, тем большая прибыль будет оседать в госбюджет. Минэнерго считает необходимым использовать IRR только на первых этапах шельфовых проектов, и это условие будет действовать все 15 лет. Если мировые цены на нефть будут расти, то сверхприбыль пойдет в карман государственных компаний. Если будет происходить наоборот - они наверняка будут просить правительство о предоставлении новой порции льгот.

СРП нашей государственной машиной причислено к разряду колониальной системы. Однако нынешнее предложение Минэнерго еще похлеще: фактически весь отечественный шельф отдан «Роснефти» и «Газпрому» за блестящую бижутерию в виде весьма сомнительных заказов российским предприятиям. Но возникает вопрос: а хватит ли ресурсов и желания госкомпаниям на то, чтобы разработка шельфа была успешной, даже принимая в расчет такие льготные условия? Большинство экспертов в этом сильно сомневаются. Это позволяет надеяться на то, что системы искусственных государственных льгот все же будет заменена нормальной системой раздела продукции.