Санкции против Ирана начали действовать

15.01.2012 14:30

Санкции против Ирана со стороны США начали действовать: три иностранные компании, которые продолжают сотрудничество с Ираном в области энергетики, были подвергнуты наказанию. Вашингтон хочет, чтобы к эмбарго против Ирана присоединились и другие государства, но Япония вместе с Европой сильно сомневаются в своей способности в кратчайшие сроки отказаться от импорта иранской нефти. Более того, официальная Москва предупредила, что введение новых санкций против Ирана будут восприняты как попытка свержения действующей власти в этой стране.

Тем временем в пятницу Белый дом ввел санкции против самого мощного поставщика бензина в Иран, китайской компании «Жухай Женрон», вместе с компаниями «Куо ойл» (Сингапур) и «ФАЛ ойл» (ОАЭ), которые продолжают сотрудничество с Тегераном в энергетической сфере.

Госдепартамент США объяснил, что санкции были введены на основании недавно введенного закона, который предусматривает ограничение доступа к финансовой и банковской системе США за «поддержание деловых отношений с иранским энергетическим сектором». В частности, указанным фирмам не удастся получить кредиты у национального Эксимбанка США, а возможности получить кредит у частных банков сильно ограничены. Законом также предусмотрен запрет на выдачу этим компаниям лицензии на экспорт товаров на американский рынок.

Министерство иностранных дел США заявило, что Соединенные Штаты будут оказывать давление на иранское правительство с целью заставить его выполнять взятые на себя международные обязательства в отношении своей ядерной программы.

США было инициатором введения эмбарго на экспорт иранской нефти в Азию и Европу. 23 января данный вопрос рассмотрят на очередном заседании Еврокомиссии. Однако даже если ЕС в отношении эмбарго примет положительное решение, оно, скорее всего, начнет действовать с большой отсрочкой (до полугода).

Информированный чиновник из ЕС сообщил, что с помощью отсрочки такие страны Евросоюза, как Испания, Греция и Италия, которые закупают 70% европейской нефти из Ирана, смогут найти альтернативных поставщиков нефти.

Япония также пообещала снизить поставки нефти из Ирана, но Коитиро Гэмба, глава внешнеполитического ведомства этой страны, заявил в пятницу, что окончательное решение еще не принято, поэтому разговоры о сокращении импорта можно отнести к прогнозным. «Мы должны учитывать уровень зависимости от иранской нефти. К тому же возникшая нестабильность на этом рынке обязательно скажется на мировой экономике. А увеличение цен будет выгодно самому Ирану, что приведет к прямо противоположному результату», – отметил министр.

Москва и Пекин также выступают категорически против введения новых ограничений.

В Кремле даже заявили, что новые санкции против Ирана, как и заявления о возможном военном ударе по этой стране, будет рассматриваться как попытка свержения действующего правительства. «Введение дополнительных санкций против Ирана, вместе с вероятным военным ударом по исламской республике Иран, будет воспринято международным сообществом как попытка смены режима в Тегеране. Мы четко придерживаемся резолюций Совета безопасности ООН, которые касаются ограничений сотрудничества с Ираном в военной области, но в, то же время, считаем, что жесткие санкции против Ирана по линии Совбеза ООН себя уже исчерпали», – заявил замглавы Министерства иностранных дел РФ Геннадий Гатилов.

По его словам, односторонние санкции со стороны Евросоюза и США оказывают отрицательное воздействие на жителей Ирана, а также ставят под сомнение усилия международного сообщества, касающиеся урегулирования ядерной программы этой страны. «Все те меры, которые могут быть предложены по линии Совбеза ООН вне рамок, определенных соответствующими резолюциями, к задаче ядерного нераспространения не имеют никакого отношения», – считает российский дипломат.

Иран уже заявил о готовности провести переговоры по данному вопросу с шестью международными посредниками (США, Россия, Франция, Китай, Германия и Великобритания).

«Иран готов к переговорам относительно своей ядерной программы, развиваемой в мирных целях. Турция предложила провести их у себя, и мы согласились», – заявил Али Лариджани, спикер иранского парламента, во время визита в Турцию.

Последний раунд переговоров по этому вопросу был прерван в 2009 году.