Узбекистан проводит исследования новых видов топлива

24.03.2011 17:25

Несмотря на то, что углеводородные источники энергии в Узбекистане – нефть и газ – в сумме дают 95% энергоресурсов страны, власти намерены заняться поиском альтернативных вариантов, чтобы диверсифицировать одностороннюю зависимость в энергетике.

Как заявила пресс-секретарь Министерства энергетики Гонира Мосалиева, углеводородные источники – невосполняемы, и рано или поздно закончатся. Поэтому Узбекистан еще пару лет назад начал задумываться об этой проблеме.

Самым перспективным из рассматриваемых вариантов является использование синтетического жидкого топлива (СЖТ), которое извлекается при переработке их природного газа и некоторых других углеводородов в газообразном состоянии. По словам пресс-секретаря Узбекнефтегаза Елены Ким, после осуществления этого проекта Узбекистан станет шестой страной в мире и первой на территории стран СНГ, которая будет производить данный вид топлива.

Но кроме данного направления, в портфеле правительства имеется 52 инвестиционных проекта, связанных с разработкой альтернативных источников энергии, стоимость которых составляет 21.5 миллиардов долларов США.

Первое предприятие  уже строится в Кашкадарьинской области, планируется его открытие в 2014 году. Завод будет перерабатывать метан из Шуртанского газохимического комплекса. Участие в проекте на равных правах осуществляют Узбекнефтегаз, Петронас из Малайзии и Сасол и Южно-Африканской Республики.

Предприятие будет  перерабатывать ежегодно 3.5 миллиарда кубометров метана, из которого будет производиться 672 тысячи тонн дизельного топлива, 278 тысяч тонн керосина, 63 тысячи тонн сжиженного природного газа – такие цифры привел председатель Узбекнефтегаза Шокир Файзуллаев.

В дополнение к вышесказанному, Узбекнефтегаз намерен рассмотреть перспективы строительства предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ). По предварительным оценкам, проект оценивается в 50 миллиардов долларов США, и его строительство планируется окончить к 2015 году. В настоящее время компания занята поиском партнеров для проведения технико-экономического обоснования.

Эксперт из Ташкентского научно-исследовательского института минеральных ресурсов Мавлюды Мундузоды заявляет, что одних только СПГ и СЖТ недостаточно для обеспечения потребностей страны, поскольку к началу следующего века запасы природного газа будут практически исчерпаны, поэтому нужно уже сегодня икать и совершенно другие источники получения энергии.

Один из таких проектов, который планируется начать в 2016 году в Навои, будет направлен на добычу сланцевого масла и его переработкой в основные нефтепродукты. Производственные мощности завода планируются на уровне 300 тысяч тонн нефтепродуктов и 500 тысяч тонн углеводородов – рассказал Нодир Ходжаев из НИИ минеральных ресурсов.

Из его слов следует, что количество запасов сланцевого масла в Узбекистане составляет, по предварительным оценкам, 47 миллиардов тонн, наибольшее месторождение расположено на глубине 600 метров под Кызылкумом в районе Байсунских гор.

Специалисты отмечают уникальность узбекского сланца, так как кроме собственно углеводородных составляющих в нем имеется  большое количество цветных и редких металлов – урана, селена, рения, кадмия, никеля и кобальта.

Как сказал далее Ходжаев, для обработки сланца Узбекистан намерен использовать биотехнологии. По мнению ученых, использование микроорганизмов, которые будут расщеплять сланец, способно улучшить качество выходного продукта и увеличить производство из него бензина.

В прошлом году осенью во время визита премьер-министра Эстонии  Андруса Ансипа представители эстонских компаний, занимающихся разработкой нефтяных месторождений сланца, предложили узбекской стороне свой опыт.

Эстония уже сейчас производит из добываемого сланца бензин, смазочные материалы и моющие средства. При этом специалисты говорят о меньших издержках на производство указанных продуктов, чем переработка природной нефти и газа, что говорит о перспективности данного направления. В прибалтийской стране сланцевое масло используется в качестве топлива на ТЭЦ, а из золосодержащих отходов производятся легкие панели для стен.

Японские компании также проявляют интерес к предприятию по переработке сланца в Узбекистане. Летом 2010 года в Токио было подписано четырехсторонне соглашение между Министерством внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана, Государственным Комитетом по геологии, Узбекнефтегазом и Японской газовой корпорацией (JGC).

По словам пресс-секретаря посольства Японии в Узбекистане Малика Ходжаева, на данный момент Япония пока колеблется с ответом на возможность своего участия в проекте. Окончательное решение будет принято только после проведения геологических исследования, проводимых JGC и компанией Technopian.

Декан факультета нефти и газа государственного технического университета Ташкента Баходир Алиев уверен, что происходящее расширение минералоперерабатывающей промышленности является весьма кстати  для экономики Узбекистана.

По его словам, для стабильного экономического развития должна существовать соответствующая сырьевая база, которая может использовать различные взаимозаменяемые в идеале органические компоненты, а не зависеть исключительно от нефти и газа. Совсем скоро мировая экономика столкнется с проблемой острой нехватки природных ресурсов, в первую очередь нефти – по причине непропорционального роста энергопотребления и истощения запасов углеводородов.

Алиев сказал также, что разработка новых альтернативных источников энергии требует  вложения значительных средств в разведочные работы, научные исследования и добычу.

Узбекистан не в состоянии выполнять весь комплекс работ самостоятельно, поэтому и занят поиском иностранных инвесторов.

По материалам centralasiaonline.com