04.01.2013 00:55
Гюстав Эйфель. 15 декабря мир отметит его 180-летие. Пожалуй, это один из
немногих инженеров, чье детище под именем создателя вошло в историю и стало
едва ли не самым успешным коммерческим проектом всех времен и народов.
В конце ХIХ столетия европейская пресса называла Эйфеля инженером
Вселенной. Его имя ассоциировалось с высочайшим профессионализмом, дерзкой
и безукоризненной инженерной логикой, безошибочной интуицией. Почти все из
36 мостов Гюстава Эйфеля вошли в учебники как примеры смелых инженерных
решений. Но его творения всегда вызывали бурную реакцию современников - как
сторонников, так и противников.
В 1889 году Францию - примерно как в конце 2012-го все наше вроде бы
прогрессивное человечество - потрясали слухи о близком конце света.
Причиной тому во Франции стало невиданное чудо - Эйфелева башня, взмывшая в
небо. И французские проповедники в один голос твердили, что башня вот-вот
упадет, после чего настанет конец света и Страшный суд. А первым подсудимым
на этом суде окажется, конечно же, господин Эйфель! Эйфель не испугался и
не поддался, как сегодня говорят, массовому психозу. Напротив, изъявил
готовность первым предстать перед Всевышним и на самой высокой платформе
башни построил небольшую квартиру, где оборудовал рабочий кабинет... И вот
уже больше ста лет в любое время, в любую погоду возле Эйфелевой башни
толпятся туристы со всего мира и, вглядываясь в очертания символа Франции,
все так же поражаются его величественному изяществу.
Немецкие корни символа Франции
Предки Александра Гюстава Эйфеля были выходцами из Германии и носили
фамилию Боникхаузен. Перебравшись в ХVIII веке во французский Дижон и
поняв, что французам не осилить такое сочетание букв, семья сменила фамилию
на Эйфель - название той земли, откуда пришла.
В детстве Гюстав мало отличался от сверстников. В 1852 году, окончив лицей
с техническим уклоном, он отправился поступать в знаменитую Политехническую
школу в Париже, но провалился - не хватило красноречия (в этом, по
воспоминаниям современников, он всегда был слабоват). Однако будущий гений
тут же поступил в Парижскую школу искусств и ремесел, за что потом
благодарил судьбу. Ведь именно там из него сделали не сухого практика, а
творца. В 1855 году Гюстав получил диплом и устроился работать в
конструкторскую фирму "Шарль Невю", которая занималась строительством
мостов. Дела шли превосходно, ведь в то время Франция активно строила
железнодорожные магистрали по всей территории. Занятно, что Гюстав не любил
чугун. Ему он предпочитал более ковкие и прочные сплавы железа - то есть
сталь. На протяжении всей своей жизни он старался доказать, что сооружения
из железа способны не только выдержать титанические нагрузки, но и быть
красивыми. Идеей фикс молодого специалиста стало возведение решетчатых
конструкций, которые он считал более прочными и экономичными. Уже в 1858
году он стал компаньоном работодателя. Через два года, уже имевший весомое
имя, но недовольный зарплатой, он ушел и основал собственный завод
металлоконструкций в Леваллуа-Перре близ Парижа.
Озаботился молодой человек и женитьбой. Сохранилось письмо Гюстава Эйфеля к
матери с просьбой подыскать ему невесту. Он просил найти ему девицу с
небогатым приданым, не красавицу; хорошую хозяйку, чтобы не злила его и не
изменяла; чтобы родила ему здоровых и крепких детей - которые наверняка
будут его детьми. Мать нашла сыну такую невесту - Мари Годле. И случилось
так, что гений инженерной мысли не просто привык, а по-настоящему полюбил
свою половину. Мари поддерживала мужа, вдохновляла его и помогала. Родила
пятерых детей. Их безоблачное счастье длилось 17 лет. Однако пневмония
забрала жизнь Мари, что стало для Эйфеля настоящей трагедией. И только
работа помогла ему выйти из затяжной депрессии. До конца жизни он законно
носил прозвище однолюба - не сделав ни одной попытки жениться вторично.
Триумф разума
Любой проект металлического моста атаковали критики (в то время во Франции,
да и вообще в Европе случались обвалы железнодорожных мостов со
значительными жертвами), а в случае Эйфеля нападки были особенно сильными,
поскольку его мосты не имели предшественников. В 1870 году Эйфель на три
года покинул Францию и объездил весь мир, оставив памятники своему таланту
в виде уникальных мостов и домов в Латвии, Египте, Чили, Венгрии,
Португалии...
А главная его идея родилась так. Еще в 1840-х швейцарский хирург и ученый
Герман фон Майер, изучая строение и структуру бедренной кости человека,
задался вопросом: почему эта достаточно тонкая кость, изгибаясь и под углом
уходя в сустав, легко выдерживает вес всего тела? Исследуя кость под
микроскопом, доктор обнаружил на ней множество мельчайших опорных точек, по
которым равномерно распределяется нагрузка. Мелкие наросты хрящевой ткани -
вот что придает суставу непревзойденную прочность! Хирург задокументировал
свое открытие, в 1868 году математик Карл Кульман смог переложить
конструкцию сустава на язык математических формул. И первым инженером,
который понял, что это позволяет создавать необыкновенно прочные и
устойчивые инженерные конструкции, был Гюстав Эйфель!
Вскоре его идея воплотится в Эйфелевой башне: именно она откроет эпоху
первых автомобилей, телефонов, самолетов и радио! Интересно, что до мая
1889 года самыми высокими сооружениями в мире были пирамиды Хеопса, затем
Кельнский и Ульмский соборы. Потом американцы соорудили обелиск Вашингтону
(169 м). И внезапно французский инженер Гюстав Эйфель увеличил этот рекорд
сразу вдвое!
1 мая 1886 года, в канун 100-летия Французской революции и к готовящейся
Всемирной выставке, Париж должен был преподнести миру сенсацию. А потому
был объявлен конкурс на лучший проект, демонстрирующий успехи инженерной
мысли. Из 700 проектов арки, которая призвана была достойно венчать
территорию выставки, проект Гюстава Эйфеля был принят как сверхгениальный.
При закладке сооружения присутствовали сам президент Франции Сади Карно и
будущий российский император Николай II! Башня была возведена в
неправдоподобный даже по современным меркам срок - за два года. Что было
следствием незаурядного таланта Эйфеля - инженера и организатора.
Точность расчетов, качество проекта, заводского производства и монтажа были
безупречными. Ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не было
просверлено заново, ни одна из 18 тысяч балок не потребовала замены. 15
тысяч разнофигурных деталей и листов железа непрерывно и планомерно
изготавливались в мастерских Эйфеля в Леваллуа-Перре и доставлялись на
Марсово поле. Это было невероятно! Общая высота чуда техники достигала 312
метров, вес - 9700 тонн. Кроме того, Эйфель с помощью остроумных
технических решений добился того, что даже в сильную бурю отклонение башни
от вертикали не превышало 12-
15 см! Открытие выставки 31 марта 1889 года стало триумфом Эйфеля. А
затраты на строительство (7,8 млн. франков) окупились уже в период работы
Всемирной выставки 1889 года: ее посетили более 600 тыс. человек!
"Во имя оскорбленного французского вкуса..."
Нельзя не упомянуть и о курьезе, вошедшем в историю башни. Вскоре после
решения о строительстве башни многие журналы опубликовали гравюры с ее
проекта. Вид гравюр был чудовищный (постарались противники Эйфеля,
проигравшие конкурс), и в феврале 1887 года генеральному комиссару выставки
Альфану была направлена гневная петиция, которую подписали 300 (!)
тогдашних авторитетов французской культуры, в том числе Ги де Мопассан,
Дюма-сын, Шарль Гуно, Поль Верлен, Октав Мирбо... Они заявляли: "Мы,
писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор
еще нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной
души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под
угрозой французского искусства и истории... Неужели Париж... подчинится
побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым
навсегда и безнадежно обесчестит себя?... Для того чтобы понять нас, в
сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени
нелепую башню, похожую на гигантскую черную фабричную дымовую трубу,
которая давит своей варварской массой..."
Пресса пестрила предположениями, что стержневые громоотводы башни
("скелета", "циклопа", "каланчи") убьют всю рыбу в Сене, что башня будет
изменять погоду, наконец, что она рухнет и возвестит этим конец света.
Эйфелю пришлось проявлять чудеса дипломатии. Он собственноручно ездил к
оппонентам домой, уговаривал их, показывал подлинные рисунки, на которых
башня выглядела куда изящнее. Убедить удалось не всех - многие эстеты
остались при своем мнении, а некоторые даже уехали из "оскверненного"
Парижа. Тот же Мопассан, когда сооружение уже взмыло в небо, а внутри него
открылись самые модные рестораны и магазины... практически переселился
туда, заявляя, что только так он может не видеть "уродливое чудище"!
С трех платформ башни был виден весь Париж. Испытать такое потрясение в
своей жизни (всего лишь за пять франков) стремились десятки тысяч людей!..
Тем не менее, по окончании выставки были попытки демонтировать башню. И тут
парижане узнали, что башня - частная собственность ее создателя и только
спустя 20 лет будет принадлежать городу.
"...Если он двинул вперед все человечество!"
В защиту своего детища Эйфель выступил тремя томами печатных трудов, в
которых обосновал применимость башни в различных областях науки и техники:
астрономии, физике, метеорологии, строительной технике, оптической
телеграфии, топографической съемке. И башня осталась! На ней установили
огромные часы и мощный маяк, освещавший путь летательным аппаратам того
времени - дирижаблям и первым самолетам. В 1910 году особо чувствительные
приборы обеспечивали работу международной службы точного времени, башня
стала обрастать антеннами радиостанций. А первая мировая война даже сделала
ее национальным героем: ведь с помощью радиостанций удалось перехватить
вражеские сообщения и подавить немецкое наступление на Марне, поймать
знаменитую шпионку Мату Хари и т.д.
Первая и последняя в жизни создателя Эйфелевой башни неудача осталась
далеко позади: в 1893 году Эйфель был вовлечен в знаменитый финансовый и
политический скандал вокруг строительства Панамского канала. Он оказался в
числе "стрелочников" и едва не сел в тюрьму на два года. Это было вторым
потрясением великого инженера. Но он не сдался и за свои последние два
десятилетия сделал еще немало. В своем поместье и за свой счет построил
аэродинамическую лабораторию, по расчетам которой строились первые
французские самолеты, и в свои 70 поднимался в небо на этих хрупких
"этажерках". Эйфель стал создателем новой науки - экспериментальной
аэродинамики. Аэродинамическая труба - это ведь тоже его творение!
91-летний Гюстав Эйфель скончался - в окружении детей и внуков - в 1923
году. Он не дожил до появления американских небоскребов и величайших
открытий в аэродинамике. Но завоевания коллег наверняка бы его порадовали,
ведь не раз от него можно было услышать: "Какая разница, кто из нас
совершил шаг, если он двинул вперед все человечество!"
Подготовилa Юлия Лесина
Комментарии:
Имя Отзыв (сообщение)
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!
Газета Ваш Шанс 2012.12.16 19:59