19.06.2013 13:34
Формирование самостоятельной российской геополитики продолжается, но весьма
непоследовательно и половинчатыми мерами.
Падение СССР и социалистического блока ознаменовало изменение мировой
конфигурации от двуполярной к однополярной, построенной по схеме центр -
периферия. Центр отождествлялся с победившим западным блоком во главе с
США, периферия - остальные страны. Обеспечив себе глобальное превосходство,
Запад приступил к модернизации мира в своих интересах. Однако далеко не
всех это устраивало. В итоге глобальное геополитическое противостояние на
идеологической основе сменилось на противостояние цивилизаций: западной - с
одной стороны и исламской, православной и конфуцианской (китайской) - с
другой. В этих условиях происходило формирование геополитической линии
России, правопреемницы Советского Союза.
Первым современные мировые геополитические процессы осмыслил Сэмюэль
Хантингтон в своей работе "Столкновение цивилизаций", в которой он
прогнозировал неизбежность столкновения западной цивилизации с остальными.
Сегодня можно обозначить ряд важнейших факторов, определяющих
направленность развития мировой геополитики:
интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях
доминирования блока стран западной цивилизации во главе с США;
интенсивный рост численности населения в условиях нарастания объемов
потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу
уровня экодавления на всю сферу обитания Земли;
глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший
промышленный потенциал сосредоточен в США, государствах Европы и Японии,
тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России
и странах третьего мира;
появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов
транснационального характера.
Уже в начале 90-х годов прошлого века ведущим аналитикам мира стало ясно,
что действие этих факторов породит глобальный кризис, ведущее противоречие
которого будет между ростом производства-потребления и имеющимися
ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
Российская геополитика 90-х
Россия как геополитический субъект является основой Евразии, которая
географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и
религиозно-идеологически объединяет евразийские Запад и Восток.
Огромный интеллектуальный потенциал и географическое положение
"евразийского центра", а также значительный военный потенциал ставили под
сомнение долговечность монополярной модели без устранения нашей страны как
субъекта геополитики. Поэтому разгромив социалистический блок и СССР,
лидеры западного мира ставили перед собой задачу устранения с политической
арены и России.
В условиях господства в российской политической элите того времени
откровенных западников, компрадоров, агентов влияния и просто агентов
западных спецслужб, опиравшихся на целую сеть американских советников, это
представлялось возможным сделать без применения вооруженных сил НАТО по
модели развала СССР.
Наступили самые мрачные в истории России лихие 90-е годы. Политическая
элита страны находилась под полным американским контролем. Незначительные
государственнические силы, представленные преимущественно выходцами из
вооруженных сил и спецслужб, значимой роли еще не играли. Народ был
дезориентирован и дезорганизован. Сохранившиеся и вновь созданные
коммунистические, социалистические и националистические партии и движения,
несмотря на массовые выступления, существенного влияния на политику властей
не оказывали.
Во внутренней политике российская власть под лозунгами либерализации и
демократизации, внедрения рыночных отношений и устранения монополизма
фактически осуществляла разгром страны.
Рушились производственные цепочки, уничтожались путем передачи в частные
руки важнейшие предприятия высокотехнологичной промышленности, обвально
сокращалась армия и разгонялись спецслужбы, секреты которых передавались
западным государствам, практически свертывалось производство состоящей на
вооружении военной техники и разработки новых образцов, ликвидировались
научно-технические школы, уничтожались ведущие научные учреждения, занятые
наиболее передовыми исследованиями, ряд ведущих ученых был просто уничтожен.
Крупнейшие предприятия нефтегазового комплекса и транспортной
инфраструктуры оказались в руках отечественных компрадоров и иностранных
кампаний.
В этих условиях российская геополитика, проводимая под непосредственным
контролем американских спецслужб, свелась к тотальной капитуляции по всем
направлениям.
За пределами постсоветского пространства руководство России отказалось от
поддержки и взаимодействия практически со всеми традиционными союзниками
СССР, оставив эти территории для США. Здесь Москва проводила откровенно
антироссийскую политику, блокируя все интеграционные проекты, в частности
выдвинутый еще в 1994 году проект евразийской интеграции президента
Казахстана Назарбаева, одновременно поддерживая прозападные режимы в бывших
советских республиках.
Потворствовали российские власти и сепаратизму на территории самой России.
Однако несмотря на все усилия иностранных спецслужб и доморощенных
компрадоров, огромные потери во всех сферах развалить государство не
удалось.
Основной причиной такой неудачи стало скрытое сопротивление на нижестоящих
уровнях властной иерархии, протесты населения и деятельность небольшого
числа патриотически настроенных людей в российской элите.
Геополитика путинской России
Приход к власти в 2000 году Владимира Путина знаменовал новый этап
российской геополитики. Основу его команды в значительной степени составили
выходцы из спецслужб и других силовых структур, которые смогли существенно
усилить влияние государственно ориентированных сил в отечественной
политической элите с одновременным отстранением от власти компрадорских
прозападных группировок.
Значительную роль в ослаблении западного, прежде всего американского
влияния в России сыграли провалы военных кампаний в Ираке и Афганистане,
освобождение от американской гегемонии стран Южной Америки, в частности
благодаря ярчайшему политику Уго Чавесу, а также неудача проекта "Арабская
весна" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Стало ясно, что западная
цивилизация далеко не всемогуща.
Все это послужило предпосылкой для постепенного отхода от разрушительной
политики предыдущих лет. Удалось укрепить расшатанное территориальное
единство России, в том числе и с применением военных мер. Наиболее одиозные
олигархи были изгнаны из политической и экономической жизни страны,
национализированы их активы.
Нашли определенную поддержку интеграционные процессы на постсоветском
пространстве. Заработали интеграционные структуры - Евразийское
экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности,
Единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза.
Наметился отход от подчиненности американскому диктату в сфере глобальной
геополитики.
Фактически Россия начала осторожно возвращаться к принципам советской
доктрины, но на иной концептуальной и идеологической основе.
Москва стала проводить единую государственную политику в области торговли
энергоресурсами, что превратило страну во влиятельную энергетическую
державу, способную воздействовать на экономические процессы в соседних с
ней регионах Европы и Азии.
Важнейшим инструментом геополитического влияния Российской Федерации стала
создаваемая по единому плану сеть газо- и нефтепроводов.
Россия принялась открыто осуждать практику двойных стандартов, американской
гегемонии и однополярного мира. Так, жесткому осуждению подверглась
агрессия США против Ирака в 2003 году.
Началось восстановление разрушенных отношений с традиционными союзниками
СССР, включая Китай.
Крупнейшими успешными геополитическими проектами Москвы в этот период стали
создание:
Шанхайской организации сотрудничества, объединившей в экономический союз
евразийское пространство от Белоруссии до Китая;
блока БРИКС - экономического союза Бразилии, России, Индии, Китая и Южной
Африки, который в экономическом отношении фактически рассек американскую
"петлю анаконды", пробив серьезную брешь в системе охватывающих Россию зон
влияния США.
В отношении облика будущего мира российское руководство провозгласило
приверженность идее многополярности и сотрудничества со всеми силами,
заинтересованными в противодействии американской гегемонии.
Вместе с тем сохранявшееся в то время значительное влияние либерально-
западнических сил в политическом истеблишменте России сделало ее
геополитику двойственной.
Наряду с шагами по возрождению российского влияния в мире совершались
действия и в прямо противоположном направлении. В этот период Москва
отказалась от своего военного присутствия на Кубе и во Вьетнаме.
Откат
Признаки возврата к гибельной практике 90-х проявились в период пребывания
на посту президента страны Дмитрия Медведева. Именно тогда произошел самый
разрушительный в новейшей истории России удар по важнейшим инструментам
российской геополитики - Вооруженным Силам и оборонно-промышленному
комплексу.
Команда бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова в рамках подготовленной
им реформы пошла на такие шаги, на которые не решалась российская власть
даже в лихие 90-е.
Коммерциализация армии путем привлечения частных структур к обеспечению
деятельности войск сопровождалась фактическим разгромом системы тылового
обеспечения.
Принятие на вооружение образцов вооружения и военной техники (ВВТ)
зарубежного производства, ставящих страну в зависимость от их
производителей, сопровождалось радикальным сокращением закупок
отечественных ВВТ, нагнетанием конфликтности в отношениях между Минобороны
и "оборонки". При этом некоторые образцы иностранной техники уступали
отечественным по ТТХ, а для других, в частности УДК типа "Мистраль", исходя
из задач обеспечения военной безопасности страны, вообще не имелось места в
структуре Вооруженных Сил. Складывалось впечатление, что российские ВС
целенаправленно готовили к военным действиям в составе натовских
группировок войск.
В этот период Москва не воспрепятствовала военной агрессии против Ливии,
отказалась под иностранным давлением от поставок ЗРС С-300 в Иран. Этими
шагами был не только нанесен серьезный удар по геополитическим интересам,
но и причинен значительный ущерб экономическим интересам нашей страны.
Только в Ливии наши кампании, по различным оценкам, потеряли до 20
миллиардов долларов.
Крайне опасным геополитическим шагом этой поры, несущим значительные угрозы
экономической безопасности страны, стало вступление России в ВТО.
Неопутинская геополитика
Возвращение Владимира Путина на пост президента способствовало
восстановлению курса на проведение Россией самостоятельной геополитической
линии. Это отвечает интересам российского крупного бизнеса, действующего в
сфере высокотехнологичной промышленности, и отечественной бюрократии.
Между тем тектонические подвижки в геополитике, связанные с переносом
центра тяжести мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, утрата
странами Запада своего доминирования, выход на лидирующие позиции Китая,
Индии и Бразилии, а также продолжающийся глобальный кризис, порожденный
западной цивилизацией, отсутствие у нее средств, способных преодолеть
нынешние трудности, предполагают неизбежность серьезной реорганизации
геополитической картины мира, сопряженной с угрозой масштабных военных
конфликтов.
В этих условиях контроль над Россией - определяющий фактор в процессе
восстановления и сохранения западного доминирования. Приход к власти в
нашей стране прозападного лидера на выборах 2012 года был критически важен
для США и их союзников. Победа Владимира Путина стала тяжелым поражением
либерально-западнических сил в России, серьезно ослабившим их влияние на
российскую геополитику.
Третий президентский мандат, ослабление позиций Запада в мире, рост влияния
новых центров силы, прежде всего Китая, Индии и Бразилии, укрепление
собственных позиций на политическом поле России, а также обострение борьбы
между различными транснациональными кланами создали благоприятные условия
для более радикальных действий путинской команды как внутри страны, так и
на международной арене.
В интересах ослабления позиций либералов-западников и компрадоров
российская власть пошла на беспрецедентные меры за последние 25 лет: были
приняты законы, запрещающие государственным служащим и их ближайшим
родственникам иметь зарубежные активы, обязывающие НКО, занимающиеся
политической деятельностью и имеющие финансирование из иностранных
источников, регистрироваться как иностранные агенты.
Крупнейшим геополитическим прорывом стало создание Единого экономического
пространства в рамках Таможенного союза в составе России, Казахстана и
Белоруссии, который, охватив более 85 процентов территории бывшего СССР,
наметил ориентиры для будущего Евразийского союза.
В геополитике подтверждено стремление к построению многополярного мира.
Судя по практическим шагам российского руководства, приоритетами на данном
направлении остается дальнейшая интеграция постсоветского пространства на
основе имеющихся проектов, таких как ОДКБ и ЕврАзЭС, расширение
экономического и политического взаимодействия в рамках БРИКС и Шанхайской
организации сотрудничества.
Приоритетными векторами российской геополитики являются:
западное, ориентированное на развитие равноправных отношений со странами
Европы и США в целях недопущения сползания в новую холодную войну;
южное, охватывающее Кавказ, Ближний и Средний Восток, Северную Африку, где
Москва стремится нормализовать военно-политическую ситуацию, остановить
военные конфликты, прежде всего сирийский, восстановить взаимовыгодные
экономические и политические межгосударственные связи;
южноамериканское, где российские интересы состоят в развитии взаимовыгодных
экономических отношений с ведущими странами региона;
восточное, важнейшее для России, на котором нашей стране важно сохранить
существующий и по возможности укреплять уровень взаимодействия с Китаем,
Индией, Вьетнамом и двумя корейскими государствами, а также нормализовать
отношения с Японией.
Предпринимаются шаги по восстановлению военно-морского присутствия России в
ключевых районах Мирового океана. В Средиземном море воссоздается
оперативное соединение российского ВМФ. Возрождается военно-морская база
"Камрань" во Вьетнаме.
И хотя уровень уязвимости российской политической элиты от западного
давления достаточно велик, в целом можно констатировать, что в сфере
геополитики курс на достижение определенной меры независимости от западного
контроля продолжается, но весьма непоследовательно, половинчатыми мерами.
В условиях развивающегося глобального кризиса этих шагов для возрождения
Российской Федерации и обеспечения ее безопасности недостаточно. Необходима
четко согласованная система мер во внутренней и внешней политике по
реализации и защите российских геополитических интересов.
Первым шагом в этом направлении должны быть выработка и принятие на
государственном уровн
Константин Сивков
Источник: vpk-news.ru (http://vpk-news.ru/articles/16421)
Newsland 2013.06.18 09:26