Строительство газопровода

08.11.2011 20:49

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд нереальность, строительство газопровода ТАПИ может быть начато уже в следующем году.

11 декабря прошлого года руководители будущих стран–участниц проекта подписали Межправительственное соглашение о возведении газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия.

Газопровод ТАПИ будет иметь протяженность 1640 километров и соединит месторождение Давлетабад, находящееся на юго-востоке Туркменистана, с индийским городом Фазилка.

Согласно подписанному соглашению, срок ввода в эксплуатацию трубопровода – 2014 год, а его общая стоимость – 7.6 миллиардов долларов США.

После вывода ТАПИ на проектную мощность он сможет транспортировать 33 миллиарда кубометров газа в год

Поздравляя 27 октября 2011 г. Туркменистан с 20-летним юбилеем обретения независимости, президент и премьер-министр Индии отметили, кроме «радости по поводу великих успехов и побед Туркменистана», «радость за успешное продвижение проекта трубопровода ТАПИ».

Строительство газопровода в первую очередь Индию, в которой в настоящее время бурно развивается промышленность, а собственных нефтегазовых ресурсов явно не хватает.

По этой причине Индия готова принимать участие в довольно рискованных проектах, а ТАПИ именно таковым и является.

Россия тоже может принять участие в этом проекте, но на правах «старшего брата», а в качестве оператора.

Суть дела состоит в том, что еще в 1995 году Туркмения рассматривала проект поставки газа в Пакистан и Афганистан, без участия Индии.

Из 1640 километров ТАПИ 735 будет проходить проходит по территории Афганистана, 800 километров – по Пакистану.

В Афганистане, как известно, обитают талибы, в Пакистане – талибы с исламистами. Известно их явно недружественное отношение к соседней Индии.

Это означает, что в любой день на любом отрезке из 1535 километров ТАПИ на территории Пакистана и Афганистана может прогреметь взрыв, который положит конец индийским надеждам.

На 100% верить гарантиям правительств этих стран никак нельзя, хотя только Афганистан говорит о том, что организует охрану из 7 тысяч человек.

Никакая нефтегазовая компания в мире не согласилась бы продвигать проект ТАПИ.

И все же нужно отдать должное Туркменистану, который, во-первых, сумел самостоятельно создать новую «центральноазиатскую геополитику в сфере углеводородов», в которой, естественно, играет основную роль, а во-вторых, почти в полном объеме завершил реализацию проектов, связанных с диверсификацией маршрутов экспортных поставок газа.

Ориентированный в первые годы независимости на поставки газа в Россию, Туркменистан запустил со временем в эксплуатацию газопроводы Туркменистан-Иран и Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай и все равно достаточно упорно продвигает прокладку газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия.

К тому же к этому списку можно смело добавить участие страны в переговорах по строительству Транскаспийского газопровода.

В принципе, такая политика полностью соответствует резолюции ООН «О нейтралитете Туркменистана».

Это - достаточно серьезный вызов России.

Вероятно, во многом именно этим объясняется недавнее решение России предоставить свою трубу для экспорта туркменского газа в Украину.