Транскаспийский газопровод: проблема в предложении

29.04.2012 18:04

На протяжении последних месяцев переговоры относительно судьбы новых трубопроводных каспийских проектов резко активизировались. Руководство Евросоюза намеревается усилить свой контроль в области международной энергетической политики, и намерено вмешаться в вопрос, касающийся определения правового статуса Каспийского региона, хотя он касается исключительно государств, расположенных в его бассейне - России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении.

В сентябре 2011 года Еврокомиссия получила мандат, который позволял ей начать переговоры с Туркменией и Азербайджаном о заключении договора, предусматривающего строительство Транскаспийского газопровода. Этот трубопровод протяженностью 300 километров и мощностью до 30 миллиардов кубометров газа в год должен соединить азербайджанский и туркменский берега Каспийского моря, чтобы обеспечить экспорт газа в европейские страны.

Гюнтер Отингер, еврокомиссар по энергетике, выступая в Астане на Евразийском форуме KAZENERGY, пригласил к участию в этом проекте и Казахстан. Возникновение проекта этого газопровода было продиктовано в основном политическими мотивами, позволяющими снизить геополитическую зависимость прикаспийских государств от России. Реализация проекта ТКГ может стать прецедентом, изменив конъюнктуру нефтегазового мирового рынка - начиная от стоимости газа и заканчивая реализацией множества других транскаспийских проектов, которые сегодня никак не продвигаются.

Однако главной проблемой ТКГ является все же не статус Каспия, а проблема спроса, а также экономической целесообразности этого проекта. Хотя в России первостепенное внимание уделяется именно проблеме статуса Каспийского моря, которая на данный момент остается неурегулированной. В ближайшей перспективе она вряд ли будет решена. Тем не менее, ее роль в инвестиционных планах компаний, готовых инвестировать в каспийские проекты, минимальна. Потенциальных инвесторов гораздо больше волнует проблема спроса, поскольку пока непонятно, когда будут нужны декларируемые проектом объёмы топлива и нужны ли они будут вообще для рынка Юго-Восточной Европы. То есть будет сначала создаваться газовый коридор, ориентированный пока на газ из азербайджанского месторождения «Шахдениз 2».

Эксперты считают, что один Азербайджан не сможет самостоятельно наполнить Транскаспийский газопровод. В 2010 году в Азербайджане было извлечено 26 миллиардов кубометров. На товарный газ из этого объема пришлось 17 миллиардов газа. «Шахдениз 2» начнет давать первый газ не ранее 2017 года (из 16 миллиардов кубометров газа, которые будут добываться на месторождении, 6 миллиардов уже забронировала Турция).

В Туркмении имеется колоссальный ресурсный потенциал, но главная проблема - будет ли он реализован. Сегодня Туркмения сосредоточена на снабжении Китая и стран Южной Азии. Некоторое количество газа резервируется для вероятных поставок в Россию, которые на сегодняшний день минимальны. Сможет ли Туркмения быстро нарастить добычу – большой вопрос. Пока речь идет только о том, чтобы обеспечить поставки по Южному коридору до 2016 года.

На сегодня Туркмения поставляет природный газ в Россию, Китай и Иран. Причем поставки в Китайскую Народную Республику стремительно растут: планируется увеличение пропускной способности трубы с нынешних 30 до 55 миллиардов кубометров.

Ашхабад активно работает и над проектом ТАПИ мощностью 33 миллиарда кубометров ежегодно. Нельзя забывать и о Прикаспийском газопроводе (30 миллиардов кубометров), который пройдет в Россию через Казахстан.

Если учесть все эти проекты, становится понятным, что газовые возможности Туркмении на этом исчерпываются. Так что западное направление для страны сегодня – скорее запасной вариант.