Украинская газотранспортная система: чья возьмет?

20.01.2012 17:32

Издание «Ведомости» получило в свое распоряжение копию проекта договора между Украиной и Россией, который стороны должны были подписать в декабре 2011 года – «О расширении сотрудничества между странами в газовой отрасли». Оказывается, «Газпром» не только намеревался приобрести долю в ГТС Украины, но и планировал рассчитаться за сделку своими акциями, хотя украинская сторона остро нуждается в живых деньгах.

Издание пишет, что Алексей Миллер, глава «Газпрома», 1 декабря направил указанный проект договора премьеру Владимиру Путину с припиской - документ «подготовлен при участии украинской стороны». Таким образом, российский газовый холдинг ждал от главы правительства поручений относительно его подписанию. Как известно, подписание договора не состоялось. Один из российских чиновников признался «Ведомостям», что проект договора был уже согласован на уровне специалистов двух стран, однако не понравился высшему украинскому руководству.

Проект договора о сотрудничестве предполагал создание двух совместных предприятий на паритетных началах. Одно из них было бы собственником украинской ГТС, причем позже «Газпром» и «Нафтогаз Украины», руководствуясь консенсусом, определили бы условия участия в СП одной из европейских энергетических компаний. При условии достижения компромисса доля этого третьего партнера (или конгломерата партнеров) не превышала бы 33 процента, у «Газпрома» тоже оставалось бы 33 процента, а Украине, соответственно - 34.

Второе СП должно было стать монополистом по поставкам газа на Украину, а также и по закупкам сырья у основных добывающих предприятий страны, если государственная долю в них составляет 50% и более. Как объяснила сама газета, это - основные украинские производители газа. Второе СП должно было получить также исключительные права на реализацию природного газа внутренним потребителям и на распределительные функции внутри страны. «Нафтогазу Украины» вменялось в обязанность внести в уставной капитал СП все имеющиеся активы по газификации и газоснабжению. Проектом допускалась и консолидация частных украинских предприятий отрасли, но чтобы доля «Газпрома» в любом случае не была менее 50 процентов. «Газпром» получал возможность оплачивать свою долю в обоих СП не только живыми деньгами (как того требовала Украина), но и собственным имуществом, в том числе акциями.

В документе также оглашен целый список гарантий, предоставляемых украинской стороной. К примеру, Украина обязана возместить все убытки и потери, если по передаваемым ею активам возникнут претензии третьих лиц. Еще одно условие - требование, чтобы украинские госорганы не вмешивались в процесс установки тарифов на транзит российского газа через страну и не имели бы спецправ по управлению совместными предприятиями. Согласно проекту договора, все инвестиции компании «Газпром» совместно с аффилированными с ней компаниями должны обладать «полной защитой и безопасностью», а их собственность быть неприкосновенной.

Еще одно условие документа - страховка «Газпрома» от введения на Украине Третьего энергопакета, который в настоящее время действует в Европейском союзе, то есть создаваемые СП в любом случае должны сохранить право на совмещение функций и по добыче, и по транспортировке газа.

Одновременно со стороны «Газпрома» гарантии по обеспечению транзита газа определенных объемов через Украину не предусмотрены, впрочем, как и обязательства в отношении инвестиций в ГТС Украины. Более того, в проекте даже намека не было на обсуждение цены российского газа для Украины — давалась только ссылка на возможное допсоглашение с этой ценой.

Украина все же решила отказаться от этих условий, и декабрьский договор подписан не был, а украинская газотранспортная система осталась в неприкосновенности, отметил источник, близкий к «Газпрому». Другой источник, крупный российский чиновник, заявил, что Киев потребовал от «Газпрома» в качестве оплаты за свою ГТС только деньги. В дальнейшем пошли разногласия практически по всем основным пунктам проекта, особенно в отношении гарантий, которые должна предоставить Украина, добавил он. По словам источника, близкого к «Газпрому», в настоящее время идет стороны работают над смягчением условий договора, но без разглашения деталей.