Украинская ГТС деградирует

30.01.2012 18:26

По мнению экспертов, опрошенных агентством «Прайм», российский газовый холдинг «Газпром» попытается в максимальной степени использовать белорусские газотранспортные системы и другие обходные маршруты, что станет причиной значительного снижения привлекательности украинской ГТС.

Так, совсем недавно представители «Газпрома» заявили, что в нынешнем году намерены увеличить объем поставок газа через Белоруссию на 12.7%, или четыре миллиарда кубометров - до 35.37 миллиардов кубометров.

Сергей Правосудов, гендиректор Института энергетики, уверен, что на данный момент украинская ГТС не соответствует принятым международным стандартам.

«Поскольку отныне «Газпром» является стопроцентным собственником «Белтрансгаза» и, соответственно, белорусской ветки трубопровода «Ямал-Европа», то холдинг будет стараться задействовать этот транспортный маршрут максимально, поскольку компания имеет возможность полностью контролировать расход средств за транспортировку, что поможет и в дальнейшем развивать ГТС Белоруссии. На Украине же «Газпрому» ничего не принадлежит. Да и сама Украина признает, что их ГТС постепенно деградирует и нуждается в серьезной модернизации», - утверждает эксперт.

Именно поэтому, считает Правосудов, и прокладываются сегодня обходные маршруты поставок газа в Европу, в том числе «Северный поток».

«Скорее всего, запуск на полную мощность «Северного потока» к снижению поставок по белорусскому направлению не приведет, это коснется только Украины. Единственным способом для украинской ГТС остаться на плаву является появление в составе ее акционеров российского «Газпрома». Иначе вскоре украинские трубы станут никому не нужной горой металлолома. Это признавал и Виктор Янукович. Единственное, чего не хватает украинскому руководству – это смелости решиться на приватизацию «Нафтогаза», - считает аналитик.

Татьяна Митрова, возглавляющая направление «Мировая энергетика» ЭЦ Сколково, тоже убеждена, что обретение «Газпромом» полного контроля над белорусской ГТС и строительство «Северного» и «Южного потока», заметно снижают привлекательность и рыночную стоимость ГТС Украины. Она считает, что шансы на создание международного консорциума в переговорах с «Газпромом», который взял бы на себя управление украинской газотранспортной системой Украины, упущены, учитывая оценку ее рыночной стоимости в двадцать миллиардов долларов.

Константин Симонов, глава Фонда энергетической безопасности Российской Федерации, ранее неоднократно заявлял, что после выхода «Южного потока» на проектную мощность украинская ГТС будет уже не нужна. Он напомнил, что в 2011 году через Украину было поставлено в Европу 100 миллиардов кубометров российского топлива, а совокупная мощность «Северного» и «Южного потоков» превысит 118 миллиардов кубов.

Однако Симонов считает, что официальному Киеву и Москве лучше договориться о достижении компромисса в затянувшемся газовом споре, но отпущено на это не более года. По мнению российского эксперта, если учесть украинские требования о снижении стоимости газа и ее оценку собственной ГТС в 20 миллиардов долларов, может оказаться, что прокладка «Южного потока» будет экономически выгодной.

Напомним, в конце минувшей осени «Газпром» добился приобретения оставшихся 50 процентов акций «Белтрансгаза» (стоимость сделки – 2.5 миллиарда долларов), доведя, таким образом, собственную долю в белорусском предприятии до 100 процентов. Белоруссия за это получила существенную скидку на газ на 202 год и подписала достаточно выгодный контракт относительно поставок газа на протяжении 2012-2014 годов. Таким образом, в нынешнем году средневзвешенная цена российского газа для этой страны составит 165.63 доллара за 1000 кубометров. В рамках достигнутого соглашения между правительствами Российской Федерации и Белоруссии о дальнейшей деятельности компании «Белтрансгаз» и условиях сделки по купле-продаже акций, «Газпром» обязался загрузить газопроводы, размещенные на территории Белоруссии, в максимальной степени.

В ноябре 2011 года российский газовый холдинг объявил о запуске первой ветки трубопровода «Северный поток», посредством которого природный газ поставляется в Северную Европу напрямую, без транзитных участков. Осенью этого года будет запущена вторая ветку, благодаря которой суммарная мощность вырастет до 55 миллиардов кубов. До ввода в строй газопровода «Северный поток» по Украине прокачивалось 80 процентов всего российского газа, предназначенного для европейских государств. Посредством украинской трубы в последние годы прокачивалось примерно 100 миллиардов кубов газа ежегодно.

В декабре запланировано начало прокладки газопровода «Южный поток», пиковая мощность которого составит 63 миллиарда кубов газа.