Физик Владимир Токарев: "Сейчас сейсмология должна финансироваться хотя бы на «удовлетворительно»"

12.04.2011 20:28

В настоящее время ученые могут назвать около 60 различных предвестников землетрясений, но ни один из них не является достоверным для краткосрочного прогнозирования.

В Украине дополнительной сложностью является недостаток финансирования на исследования в этой области, тем не менее, специалисты геофизической обсерватории Таврического национального университета смогли добиться некоторых обнадеживающих результатов на этом поприще. Кандидат физико-математических наук Владимир Токарев, работающий в геофизической обсерватории ТНУ с 1990 года, занимается деформационными процессами земной коры, которые рассматриваются как предвестники землетрясений. Ученый любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Так можно ли на данный момент прогнозировать землетрясения?

- Во всем мире ученые работают над проблемой местного прогнозирования сейсмических событий. К большому сожалению, пока ни одна из методик сейсмологии не позволяет с достаточной степенью достоверности определять точное место и время возникновения землетрясения. Более того, этого нельзя сделать даже приблизительно. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что за всю историю землетрясения удалось предсказать всего несколько раз. В свете вышеизложенного исследования крымских ученых являются довольно многообещающими. Геофизическая обсерватория Таврического национального университета вот уже лет двадцать пять работает над исследованием по фиксации предвестников землетрясений. Этим занимается интерферометрическая станция. Причем наша лаборатория отличается уникальностью – она единственная в мире, занимающаяся этакими исследованиями. Например, в соседней Турции имеются десятки хорошо оборудованных станций, но все, что они могут – это только регистрировать факт подземных толчком, а не предсказывать их.

- И чем же могут похвастаться сотрудники вашей станции?

- Могу сказать, что еще во времена СССР в крымских окрестностях Севастополя на двадцатиметровой глубине под землей, на базе подземных хранилищ 35-й артиллерийской батареи была построена сейсмическая станция, основной задачей которой являлась регистрация сигналов, которые предшествовали подземным толчкам. В подземных штольнях размерами до 400 метров были установлены сверхвысокочувствительные лазерные интерферометры, которые могли улавливать самые незначительные деформации земной коры. Речь идет о расстояниях, сопоставимых с размером атома. Специалистами лаборатории разработаны методики, позволяющие изучать смещения и деформации земной коры. В идеале на практике возможно создание способов предсказания землетрясений на основе этих методик.

- И в чем заключается суть вашего метода?

- Движения тектонических плит в районах потенциальных очагов землетрясений приводит к росту напряженности в земной коре на этих участках. Когда напряжение достигает предельно допустимых величин, происходит разлом в земной коре, который нами воспринимается как землетрясение. Из курса физики известно, что в материаловедении напряжение и сдвиг в материалах описываются линейным законом Гука, но в момент достижения напряжения пороговых для данного материала значений линейность закона Гука нарушается. Совершенно аналогичные процессы происходят и в земной коре – при  достижении предела напряжения среда становится нелинейной и неустойчивой. Под воздействием внутренних колебаний земли в ней также возникают частоты, кратные земным. Вот эти колебания и фиксируют интерферометры. Мы считаем, что они де-факто являются предвестниками землетрясений. Несмотря на то, что амплитуда таких колебаний чрезвычайно мала, мы смогли зафиксировать их благодаря случайному стечению обстоятельств. Оказалось, что собственная частота колебаний Черного моря как единой механической системы совпала с одной из частот предвестников землетрясений. Это означает, что Черное море – гигантская резонансная антенна, усиливающая колебания предвестников землетрясений.

- Чем отличается ваша станция от обычных сейсмических?

- как я уже говорил, в мире существует огромное количество сейсмических станций, которые могут фиксировать землетрясения. При этом локализация очага землетрясения часто не играет роли – они фиксируются даже на максимальном удалении – на противоположной точке земного шара. Но наша станция способна улавливать предвестники землетрясений в районе Крыма за одну-две-три недели до самого сейсмического события.

К большому огорчению, с распадом Советского Союза наука в Украине повсеместно пришла в упадок. Например, финансирование нашей геофизической обсерватории сократилось в 30 раз. Повторяю, это не вина Таврического университета, который всеми доступными средствами старается нам помогать, это беда всей науки в нашей стране. В советские времена в обсерватории работало двадцать человек, сейчас – пять, да и те на половину или четверть оклада.

- Но вы все-таки работаете, несмотря на трудности с финансированием?

- Сложный вопрос. Наш метод фактически заморожен, он не развивается, хотя накопление научной информации обо всех изменениях в состоянии земной коры за 20 лет независимости не прекращалось ни на день. Но на данный момент работает только один интерферометр, который и фиксирует всю информацию. Хочется надеяться, что в скором времени на наши исследования все-таки найдут средства, и тогда наша работа будет иметь ценное научное продолжение.

- Существуют ли прогнозы относительно землетрясений в Крыму?

- Да, конечно. И они не очень утешительные. В течение последних 30 лет мощные землетрясения наблюдались в Румынии, Болгарии, Турции. В Крыму последнее крупное землетрясение было в 1927 году, когда в одной Ялте было разрушено 80% жилого фонда. Цикличность мощных землетрясений в нашем регионе составляет 80-100 лет, что говорит о том, что новые крупные катастрофы не за горами. Одно это предполагает выделять средства на сейсмологию в удовлетворительных масштабах. Увы, этого не происходит.

- После каждого крупного землетрясения мы становимся свидетелями массовых прогнозов будущих катастроф с указанием даже места и даты. Откуда возникают эти слухи?

- Не стоит обращать внимание на такие прогнозы. Они сходят от шарлатанов. В настоящее время возможны только долгосрочные прогнозы, когда говорят, что в данном конкретном месте должно обязательно произойти землетрясение, но когда это случится – неизвестно.

Наш метод представляется очень перспективным, но для его доводки необходимы новые исследования, на которые не хватает средств. К примеру, сбор данных в районе окрестностей Севастополя (бухта Казачья) и их передача на нашу станцию должна производиться ежечасно, в настоящее время это происходит раз в месяц. О каком качестве исследований может идти речь? Строительство второй подобной станции позволит вычислить направление, откуда поступают предвестники землетрясения, а третьей – определить непосредственно очаг будущих подземных толчков.

- Насколько сильным ожидается землетрясение в Крыму?

- Точного ответа на этот вопрос нет. Есть вероятностные, приблизительные оценки, согласно которым раз в тысяче лет возможно девятибалльное землетрясение, раз в сто лет – восьмибалльное.

- И какие места в Крыму самые опасные во время подземных толчков?

- Сейсмолог ответит на этот вопрос лучше, но полагаясь на данные прошлых землетрясений, уверенно можно сказать, что это горные районы крымского полуострова.

- Имеется много свидетельств о странном поведении разных животных накануне землетрясений. Это правда?

- Не думаю. На эту тему исследования проводились еще во времена Советского Союза. Они так и назывались: "Правда ли, что животные чувствуют землетрясения?", но достоверных данных о какой-либо корреляции нет. Животные могут себя вести странно в самых различных ситуациях, но после землетрясений все они списываются на сейсмологию. На данный момент совершенно недостаточно данных, которые могли бы прояснить пригодность данного метода для краткосрочного прогнозирования.

По материалам kafanews.com