Сейсмичность под контролем

14.04.2011 20:48

В процессе ежедневной эксплуатации сложных технических объектов транспортной инфраструктуры необходимо во всеоружии применять новаторские системы управления.

Ученые Сибирского государственного университета путей сообщения внедряют подобную систему в Северо-Муйском тоннеле, который находится на Восточно-Сибирской дороге и имеет протяженность 15.3 километра. Заведующий кафедрой профессор Валерий Хабаров рассказал, что тоннель представляет собой сложный комплекс, состоящий из дренажных и водоотводных устройств, вертикальных и горизонтальных выработок, и большого количества разнообразного оборудования, предназначенного для обеспечения безопасной эксплуатации объекта.

Главная особенность тоннеля состоит в уникальном сочетании климатических, геотектонических и инженерно-геологических условий.  Сейсмичность в районе тоннеля составляет 8-10 баллов, его ствол проходит через скальные породы практически всех видов, через тектонические разломы и вечную мерзлоту.

Микроклимат в тоннеле формируется под влиянием условий рельефа, которые способствуют проникновению холодным северным массам воздуха из Арктики. Такое сочетание неблагоприятных факторов приводит к сложнейшим условиям эксплуатации дорожного объекта. Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения разработали специальный комплекс организационных и программно-технических средств, которые должны способствовать более эффективной работе всех систем тоннеля.

Отдельные системы следят за удержанием климата в заданных пределах с помощью специального оборудования – вентиляторов, калориферов, портальных ворот, систем задвижек, средств пожаротушения и энергосбережения и т.д. В частности, микроклиматическая система в состоянии автоматически определять концентрацию вредных газов в воздушном пространстве тоннеля. Для предотвращения обледенения устройств и оборудования предусмотрен разогрев воды и воздуха в специальных лотках.

Для проведения геотехнического мониторинга используется 24 скважины, в которых имеются приборы, измеряющие уровень гидростатического давления. Система контроля устройств сигнализации предусматривает отслеживание положения поезда, проходящего через тоннель в реальном масштабе времени, а также следить за состоянием светофоров и портальных ворот.

Все самые важные параметры (показатели микроклимата, сейсмические, энергетические показатели, система пожарной безопасности) фиксируются специальными датчиками, показания которых заносятся в базу данных и являются отправной точкой для принятия решений управляющим персоналом. Не исключен и автоматический режим управления всеми параметрами системы.

В диспетчерском пункте содержится детальный план тоннеля, представлены данные о его геологии, отмечены все дефекты, имеющееся оборудование, на мониторах отображаются данные видеонаблюдения и много другой информации в динамике.

Валерий Хабаров считает, что внедрение подобных интеллектуальных систем управления в состоянии обеспечить более эффективное и оперативное управление всеми технологическими процессами содержания и эксплуатации тоннеля, а также производить мониторинг технического состояния важнейших узлов и конструкций объекта.

Благодаря этому специалисты и обслуживающий персонал смогут проводить своевременные оптимальные ремонтные и ремонтно-предупредительные мероприятия, что приведет к более длительным срокам эксплуатации как отдельных механизмов и оборудования, так и всего объекта в целом, а также повысить безопасность движения поездов с установленными скоростями.

По материалам gudok.ru