Вассонит: гость из космоса

19.04.2011 22:04

Недавно в метеорите, который был найден в Антарктических льдах более 50 лет назад, обнаружен самый редкий из земных минералов. А редкий потому, что он вообще не земного происхождения.

В 1969 году японские ученые, работая в горах Ямато на Антарктиде, обнаружили метеорит, относящийся к энстатитовым хондритам. Его состав  - чистое железо с небольшой долей силикатов, в числе которых был и энстатит, внесший свою лепту в название типа. Кстати, в том же году был обнаружен метеорит Марчисон, куда более известный и знаменитый.

Метеорит был назван в честь местности, где его обнаружили – Ямато 691. Его возраст, по подсчетам, около 4.5 миллиарда лет, то есть столько же, сколько самой Земле, а происходит он, по мнению ученых, от астероида, который первоначально находился на орбите между Юпитером и Марсом. И самое последнее открытие, касающееся метеорита – вассонит, который является одновременно и самым любопытным. Одна из причин – это совершенно новый минерал, который ранее не был известен. А ведь Международная минералогическая ассоциация далеко не каждый день пополняет официальный список известных науке минералов новыми наименованиями, которых уже насчитывается около 4.5 тысяч. Тем более, что новый минерал состоит всего из двух химических элементов: серы и титана, которые связаны в довольно своеобразную кристаллическую решетку, которая ранее никогда не встречалась.

Размеры вкраплений минерала в метеорите столь крохотные (50х450 нанометров), что выявить их без использования самого современного трансмиссионного электронного микроскопа с его огромной разрешающей способностью ученым бы вряд ли удалось. Только благодаря нему были обнаружены не только вкрапления минерала, но и определена его кристаллическая структура и химический состав.

Назван минерал в честь одного их известнейших специалистов в области минералогии, ученого с мировым именем, американского профессора Джона Вассона, который трудится на поприще изучения минералогии и химии метеоритов несколько последних десятилетий. Именно благодаря его усилиям созданы современные классификации метеоритов, а также модели происхождения многих типов этих небесных тел. Это имя уже получило одобрение Международной минералогической ассоциации.

Кстати, вассонит в метеоритном материале обнаружен в компании других минералов, скорее всего, также неизвестных науке, окончательно это станет известно после завершения исследований, которые в данный момент продолжаются.

Линдси Келлер, специалист, занимающийся изучением вещества Ямато 691, говорит, что метеориты – это своеобразное окно в прошлое, поскольку их химический состав сформировался во времена становления Солнечной системы, и с тех пор практически не изменился. Поэтому такие исследования помогают узнать больше о тех условиях, которые существовали миллиарды лет назад, что, в свою очередь, может помочь в понимании процессов возникновения объектов Вселенной после Большого взрыва.

По материалам popmech.ru