Чем живешь, геолог?

06.04.2011 23:32

В 2006 году местные средства массовой информации писали о том, что Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и химико-металлургический завод п. Донское  начали работы по расконсервации Мазуровского циркониевого месторождения. Этот совместный проект украинских химиков и металлургов имел целью возродить производство ферромолибдена и ферромагния, столь необходимых  металлургам Мариуполя. Для процесса раскисления стали было налажено производство вторичного алюминия, была заново смонтирована и введена в эксплуатацию установка по переработке отходов цинка. Фабрика в поселке Донском наладила производство электродов, проволоки по порошковой технологии, которая используется в металлургии для выплавки  чугуна и доводки стали. Вся эта продукция поставлялась на ММК.  В советские времена здесь существовало производство кремния, и на фабрике решили начать подготовительные работы для восстановления на химико-металлургическом заводе этого производства, необходимого в электронной промышленности для производстве чипов. Сейчас фабрика в производстве полностью переключилась на Мариупольский металлургический комбинат, который благодаря этому смог отказаться от ряда поставок со стороны.

Публичное акционерное общество Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича в пределах своего земельного отвода имеет два месторождения: Мазуровское редкометальное и «Восточный участок хранилища отходов обогащения выветренных руд Мазуровского редкометального месторождения». Непосредственно всем, что связано с месторождениями, управляет горно-геологическая служба ПАО ММК. В ее состав входит горно-обогатительное и гидрометаллургическое бюро химико-металлургической фабрики в п. Донское, с директором которой – Владимиром Мякишевым – нам удалось пообщаться накануне Дня геолога.

- Что вы можете рассказать о ваших месторождениях?

- Техногенное месторождение  - это гидроотвал нашей обогатительной фабрики, сложенной хвостами. Это месторождение формировалось в 1947-1964 годах из отходов переработки редкометальных руд Мазуровского месторождения. За это время там скопилось около двух миллионов тонн отходов. По своему минералогическому и химическому составу эти отходы аналогичны первичным рудам Мазуровского месторождения.

Наибольшей концентрации в рудах достигают полевые шпаты нефелин-сиенитового происхождения, которые используются в производстве керамики и стекла и предпочтительнее обычных полевых шпатов, поскольку в них намного выше содержание глинозема и оксидов щелочных металлов.

Во всем мире существуют предприятия и технологии, позволяющие  перерабатывать нефелин-сиенитовые руды. Канада в год перерабатывает 720 тысяч тон, Норвегия – 330 тысяч тон, Россия – 300 тысяч. Украина, к большому сожалению, до сих пор не занималась этим вопросом, и поэтому вынуждена каждый год ввозить полевые шпаты в объеме 300 тысяч тонн – как правило, из Турции и России. И в составе цены значительная составляющая транспортных расходов. Те же самые нефелиновые сиениты лежат у нас под ногами в буквальном смысле этого слова. По данным геологоразведки, в Мазуровском месторождении в районе законсервированного в советское время карьера залежи этих руд составляют  более 23 миллионов тонн, а всего около 200 миллионов тонн. Плюс в техногенном месторождении около одного миллиона тонн. Пот нашим расчетам, этого вполне достаточно, чтобы обеспечить добычу полешпатовых концентратов в течение 140 лет.

- Какое месторождение имеет большую важность для вас? И как обстоят дела с разработкой?

- Первоначально в качестве источника руды было выбрано не Мазуровское, а техногенное месторождение. В основном это связано с доступностью и легкостью извлечения руды. Нами без привлечения сторонних организаций с помощью данных геологической разведки, проведенной предприятием «Донецк-геология», было успешно разработано технико-экономическое обоснование кондиций месторождения, и согласно нему защищены его запасы. Министерство природы Украины предоставило нам специальное разрешение на добычу и пользование недрами. Наши специалисты в поте лица разрабатывают рабочую  документацию на основании предпроектных и проектных работ. В итоге возник проект, который предусматривает организацию горно-обогатительного предприятия, занятого переработкой лежалых хвостов, и при этом начать работы по добыче полевых шпатов.

Сейчас специалисты нашего горно-обогатительного и гидрометаллургического бюро разработали схему упрощения технологической обработки и обогащения концентрата полевых шпатов, которая уже принята в проект в качестве рабочей. При этом все свойства концентрата остаются прежними, но зато значительно уменьшается количество средств, идущих на строительство.

- Насколько нам известно, геологоразведочные работы в районе Мазуровского месторождения проходили в несколько этапов  - это период с 1980 по 2003 года. Какое производство планируется запустить на базе месторождения?

- Да, вы совершенно правы. И самые последние геологоразведочные работы дали возможность  Государственному институту минеральных ресурсов выполнить предварительную разведку месторождения, после чего разработана в нескольких вариантах технологическая схема, которая позволяет существенно облегчить переработку сырья и применить комплексные методы его обогащения, используя которые, можно значительно повысить концентрацию металлов в руде, поступающей на редкометальный передел. Например, использую эту технологию, после переработки руды в качестве товарной продукции может быть фтортанталат калия, техническая пятиокись ниобия, которая используется для производства феррониобия, цирконовый концентрат, содержащий оксид гафния и оксид иттрия. И тогда отработка гафния будет возможно по классической технологии в процессе металлургической переработки циркониевого сырья.

Можно также заняться производством такого редкого металла, как ниобий. Он используется в металлургической промышленности как легирующая добавка в сталь и изделия из нее, в том числе трубы большого диаметра, используемые для прокладки нефте- и газопроводов, в стальных конструкциях и в автомобильной промышленности. Причем темпы использования ниобия в стали уже превысили темпы потребления самой стали в два и больше раза. Сейчас сталь с ниобием используется при производстве труб большого диаметра на Харцызском трубном заводе, «Азовстали» и ММК им. Ильича, причем ниобий покупается за рубежом, а мог бы производиться у нас,  и при промышленных масштабах это было бы намного выгоднее.

Еще возможна организация производства высококачественного полевошпатового концентрата, из которого попутно получали бы цирконовый концентрат, гафний, промышленный продукт из ниобия, техническую пятиокись ниобия, феррониобий. Причем такое производство позволило бы занять большую часть населения поселка Донское и вносило бы значительный вклад в местный бюджет, а также приносило прибыль инвестору.

- Имеются ли внутренние резервы вашей работы, или она уже исчерпала себя?

- Специалисты нашего бюро вместе с горно-геологической службой Мариупольского металлургического комбината в настоящее время ведут активные опытно-исследовательские работы, связанные с доизвлечением железосодержащего продукта из отходов производства ПАО ММК им. Ильича, которые возникают после прохождения переработки на установках АМСОМ-1 и АМСОМ -2. Сейчас эти сталеплавильные шлаки идут в отвал.

Начало этих работ пришлось на четвертый квартал прошлого года, а сегодня уже имеются положительные результаты, которые позволяют говорить о возможности дополнительно извлекать 200 тысяч тонн продукта с содержимым железа более 53%.

Сейчас начаты работы по проверке разработанной нами технологии, но уже на более крупной партии шлака, с уточнением параметров производственного процесса, а также по аппаратному оформлению схемы доизвлечения железосодержащего продукта.

- Мы от имени коллектива издания поздравляем вас с профессиональным праздником и желаем успешно реализовать все ваши задумки.

По материалам ilich.in.ua