Очередное эссе на тему предсказаний

11.05.2011 21:54

Землетрясение, произошедшее в Японии 11 марта сего года, правильно предсказали сразу несколько независимых групп российских ученых.

К их числу принадлежит ведущий научный сотрудник Института физики земли им. О. Ю. Шмидта Российской академии наук, доктор физико-математических наук Алексей Любушин. Он не только вычислил возможность мощного землетрясения в районе японского острова Хонсю – он пытался кричать об этом на весь мир. Рассчитав с помощью свое методики и затем многократно перепроверив полученные результаты, он  с 2008 года на всех геофизических конференциях, в которых принимал участие, докладывал о том, что с середины 2010 года в районе Японского архипелага возможно мощное землетрясение магнитудой 8.5-9.0 баллов. 26 апреля 2010 года он официальным письмом известил об этом Российский экспертный совет по оценке сейсмической опасности  и прогнозу землетрясений.

На данный момент, как рассказывает Алексей Любушин, большинство методов прогнозирования использует в качестве основного алгоритма анализ сейсмических каталогов, в которых содержатся описания уже произошедших ранее землетрясений. На основании этих данных ученые пытались найти какие-нибудь закономерности, на основании которых можно было бы строить достоверный прогноз будущих сейсмических толчков.

Он согласен, что такие методы имеют право на существование, они полезны и дают возможность описать многие явления сейсмического характера, которые раньше оставались без внимания. Но, тем не менее, они не могут похвастать полнотой: ни одно крупное землетрясение на основании таких методов не было предсказано. Любушин убежден, сто для мощных катастрофических землетрясений одного анализа каталогов явно недостаточно.

Кроме каталога, существует также глобальная мировая система мониторинга сейсмической активности IRIS, которая включает около 150 станций, разбросанных по всей планете. Они в режиме реального времени днем и ночью фиксируют малейшие колебания земной поверхности в любой точке Земли. В особо опасных в сейсмическом плане районах планеты выстроены к тому же еще и местные локальные сети таких сейсмологических станций, например, в Калифорнии  и на юге Италии. Япония располагает уникальной системой собственной разработки F-net, в которую входит 83 станции мониторинга. Все эти меры предназначены для получения информации о сейсмической активности, которая затем выкладывается в Интернет. Таким образом, эти данные могут анализировать кто угодно – это открытая информация.

Именно японская сеть, функционирующая с 1977 года, помогла ученому на основании нового подхода к анализу данных найти тот необходимый параметр, который, как он считает, и есть достоверным признаком приближающегося землетрясения. Суть его открытия в том, что он обратил внимание на степень синхронности микроколебаний земной поверхности. В обычных условиях они представляют собой весьма хаотичные всплески с крайне разнообразным уровнем амплитуд колебаний. Но если в этом хаосе начинает просматриваться какое-то подобие структур – это значит, что землетрясение уже  не за горами.

Для того чтобы разобраться в лавине информации, ученый сделал многофакторный анализ ежедневных сейсмограмм за временной интервал около 14 лет. Данные брал из сети F-net, в которой фиксировались все малейшие колебания земной коры. В итоге его внимание привлек низкочастотный шум сейсмических колебаний. В обычных условиях, то есть в те промежутки времени, когда значимых землетрясений не наблюдалось, приборы фиксировали микроскопические подвижки заемной поверхности в разнообразном направлении, безо всякой взаимосвязи. Однако когда в разных точках измерения направления таких подвижек начинаю проявлять некоторую степень корреляции, то это, по убеждению ученого, свидетельствует о нарастании напряжения в земной коре на определенном участке. Далее был подключен более мощный статистический анализ, в результате которого и было получено заключение о возможной опасности для Японии.

Кстати, первые подобные расчеты о взаимном влиянии параметров микросейсмического шума были получены в Японии еще в 2002 году, а через небольшой промежуток времени – 25 сентября 2003 года, случилось мощное землетрясение, то есть прогноз полностью оправдался. Однако в последующее время анализ показывал, что микросейсмический шум так и стал хаотичным и разнонаправленным, что свидетельствовало о том, что напряжение в земной коре в районе островов не получило полноценной разрядки, что свидетельствовало о возможности новых, не менее масштабных, подземных толчков. По подсчетам, выполненным Любушиным, пик сейсмической активности в этом районе приходился на время, которое начинается с середины 2010 года.

Большая сейсмическая активность в районе Японии обусловлена тем, что здесь встречаются сразу четыре тектонические плиты: тихоокеанская, филиппинская, евразийская и североамериканская. Понятно, что в таком месте вероятность природных  катаклизмов существенно выше. Однако ученые полагали, что достаточно мощных землетрясений здесь быть не должно, поскольку магнитуда подземных толчков зависит от площади участков плит, которые имеют непосредственный контакт друг с другом. А в этом месте все четыре тектонических плиты соприкасались между собой относительно на малой площади. Поэтому считалось, что большого количества потенциальной энергии в результате столкновения плит здесь накопиться не могло. Но события 11 марта полностью опрокинули эти предположения.

Алексей Любушин вычислил, что после землетрясения у восточного побережья Хоккайдо в 2003 году данные, свидетельствовавшие о возрастании синхронности микроколебаний, недвусмысленно говорили о том, что крупные блоки плит вошли в жесткую сцепку, которую землетрясение разорвать или ослабить так и не сумело. Поэтому взаимное движение плит привело к возрастанию напряжения, которое в конечном итоге вылилось в землетрясение 11 марта.

Если быть честными, то прогноз Любушина по временному параметру оказался весьма приблизительным. Зато другой ученый, доктор технических наук Тульского государственного университета, геофизик Олег  Мартынов сумел обнародовать более точное время будущей катастрофы. Причем для своих расчетов применил совершенно иную методику, которая в своей основе использовала изобретенный в 1988 году широкополосный градиентометр. Причем в прессе уже были публикации о сбывшихся предсказаниях ученого. Имеются в виду землетрясения в Китае и Турции.

В середине 2010 года им было направлено письмо в посольство Японии в Москве, в котором он предупреждал о будущем мощном катаклизме. А в начале года, 21 января, он выложил на своем сайте обращение, в котором говорится, что в марте-апреле начнется катастрофическая подвижка земной коры, и в числе первых жертв называлась Япония. Более того, любой читатель может ознакомиться с таблицей, выложенной на сайте, в которой отражены данные предсказаний за несколько прошедших лет: дата возможного землетрясения, его предполагаемая магнитуда и место возникновения, даже дата письма, отправленного в посольство – и рядом колонки, в которых описывается реально произошедшее землетрясения и его характеристики. Довольно впечатлительные результаты.

Причем характерной особенностью предсказаний Олега Мартынова является именно краткосрочность прогнозов – это недели и даже дни. Один из последних прогнозов, опубликованных в таблице – землетрясение магнитудой более 6.5 баллов, которое  произойдет на юге Ирана. Дата возможного события – коней апреля – начало мая. Кстати, об Украине в таблице сведения отсутствуют.

О том, что Ирану грозит землетрясение, предупреждает еще одна организация, занимающаяся прогнозированием – Научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ), который существует в рамках Российского космического агентства. Это предсказание основано на анализе комплекса различных показателей, в числе которых георотационные, гравитационные и множество других, которые получены с помощью искусственных спутников Земли. Организация называет другую опасную зону – район острова Суматры Андаман. Также существует вероятность землетрясений магнитудой 5.5 баллов и выше в Южной Калифорнии.

Однако вернемся к нашим ученым. Япония на обращения  Олега Мартынова и Алексея Любушина официально не отреагировала. По утверждению Алексея, в  Японии просто не существует организации, которая бы занималась прогнозированием. Японские ученые после землетрясения 1995 года в Кобе, когда погибло более 6.5 тысячи человек, стараются всячески избегать темы предсказаний. Сейсмологи очень переживали по поводу событий в Кобе, где имелось большое количество старых ветхих зданий, разрушении которых и привело  к столь большим потерям. С тех пор Япония практически официально отказалась от всех работ в области прогнозирования и сосредоточилась на проектах и программах, связанных с сейсмостойким строительством. Здесь ее успехи несомненны.

И действительно, высотные здания в центре Токио во время сильнейшего за всю историю страны землетрясения шатались, но выстояли. Основные потери и разрушения были нанесены со стороны океана…

По материалам eutg.net