Девять баллов для Дальнего Востока – не фантастика

14.05.2011 22:08

В течение ближайших трех-четырех месяцев все шельфовые месторождения дальнего Востока Российской Федерации, где в данный момент происходит добыча углеводородов, должны быть проверены по критериям экологической безопасности. Вероятность мощных 9-баллных землетрясений в этих регионах достаточно большая.

Такую новость на «круглом столе», собранном в Совете Федерации по случаю подготовки к проведению IV Невского экологического конгресса, сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в области природопользования Владимир Смолин. Сам же конгресс планируют провести 16-17 мая в Санкт-Петербурге.

По его словам, все отечественные районы, связанные с шельфовой добычей нефти и газа на Дальнем Востоке, имеют абсолютно такую же сейсмичность и подвержены такому же риску, что и лежащая немного южнее Япония.

«Российская газета» уже писала о проблемах, которые существуют на шельфе Баренцева моря. Землетрясение 11 марта в Японии  только подлило масла в огонь. И  пока в Баренцевом море добыча углеводородов только-только начинается, в Охотском море она уже успешно ведется длительное время, и приостановка добычи нанесла бы ощутимый экономический удар по развитию всего дальневосточного региона.

Руководитель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, председательствующий на «круглом столе», три года назад в составе парламентской группы выезжал на Сахалин для того, чтобы разобраться с экологическими нарушениями на шельфовых месторождениях.  По итогам этой проверки правительство внесло предложение, направленное на изменение действующего законодательства  в этой области, и отныне к разработке шельфовых месторождений будут допускаться только те компании, в которых государственная доля составляет не менее половины и которые уже имеют опыт работы на шельфе не менее пяти лет. В сахалинский консорциум по проекту Сахалин-2 тогда вошел «Газпром», как компания, удовлетворяющая всем выдвинутым условиям.

Теперь на очереди по освоению запасов нефти и газа стоят шельфовые месторождения Западно-Камчатского региона. Жизнь Камчатки полностью зависит от поставок топлива с материка. Добыча углеводородов с шельфа Западной Камчатки позволит решить проблему с топливом для всех жителей полуострова, в то же время центральная власть навсегда забудет головную боль, связанную с этим регионом. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в сентябре прошлого года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев лично зажег символический газовый факел в Петропавловске-Камчатском на начальном участке проведенного по полуострову 380-километрового газопровода. В соседней Магаданской области сейсмологи прогнозируют не менее крупные залежи газа и нефти.

При этом грандиозные замыслы по углеводородному освоению Дальнего Востока на шельфе могут быть поставлены под угрозу всесильными природными катаклизмами – землетрясениями и цунами. Заместитель директора Института океанологии Российской академии наук Леопольд Лобковский предупреждает, что в этом регионе вероятность мощнейших 9-балльных подземных толчков высока так же, как и в Японии. При этом, где бы они ни случились, возникшее в результате цунами через несколько часов достигнет шельфа всех дальневосточных регионов, так что практически все буровые платформы окажутся под ударом стихии.

По словам Лобковского, ученые достаточно долго проживали в заблуждении, считая 9-балльные землетрясения чрезвычайно редким явлением, случающимся чуть ли не раз в тысячу лет. Однако только в 50-60-е годы прошлого столетия  вереница таких землетрясений прокатилась по всей планете. Землетрясение 1952 года на Камчатке породило волну такой высоты и мощи, что был полностью смыт с лица земли Северо-Курильск. Причем об это в прессе не сообщали. Более того, подробные данные об этой трагедии до сих пор закрыты. Но, как мы видим сейчас, землетрясения на уровне 9 баллов сейчас начали возникать, как грибы после дождя: Индонезия, Аляска, Чили, Япония… Дальневосточное побережье России также находится в опасной с сейсмической точки зрения области, поэтому и здесь необходима готовность встретить самый мощный удар стихии. Поэтому и морские платформы с буровыми установками в открытом море, и наземные объекты, расположенные на побережье, должны создаваться или быть укреплены с таким расчетом, чтобы выдержать мощное землетрясение и  в особенности огромные волны цунами.

Специалистов, которые по прямому поручению премьер-министра страны будут инспектировать морские объекты, связанные с нефтегазодобычей, ожидает достаточно большое количество сложностей. Если случится мощное землетрясение или цунами, аварии на нефтяных платформах будут неизбежны. Крупные аварии грозят масштабными выбросами нефти и газа, что грозит масштабными экономическими  и экологическими неприятностями. Регион, в котором обитает множество видов морских животных, крабов, рыб, моллюсков, в том числе и очень редких, обеспечивающий на 60-65% потребности страны в морской рыбе и морепродуктах, может оказаться под угрозой. Но, по словам известного отечественного морского геолога Ивана Глумова, предстоящая проверка не может быть эффективной, поскольку у нас до сих пор отсутствуют нормативные документы, касающиеся безопасности морских нефтяных и газовых промыслов. Те документы, которые есть – давно устарели и совершенно не соответствуют современным реалиям.

Экологические проблемы, стоящие перед дальневосточным регионом, подчеркнул ученый, особенно связанные с шельфовыми нефтяными разработками, одним махом не решить. И тем более без современной нормативно-правовой базы. На данный момент даже основа таких федеральных законов не создана. И именно эта проблема является основным сдерживающим фактором начала масштабных работ на дальневосточном шельфе. Возникшую паузу нужно с максимальной эффективностью использовать для совершенствования законодательства, особенно экологической его составляющей. Ведь на кону стоит работоспособность главного «рыбного цеха» страны, от которого зависит благополучие многих сотен тысяч жителей побережья Дальнего Востока.

Справка

В Охотском море разведаны запасы и будет добываться в ближайшей перспективе около 100 миллионов тонн условного топлива. При всем при этом в регионе около 40% биологических ресурсов могли бы быть использованы дополнительно, без прямой угрозы экологии региона. Например, только вылов морской рыбы мог бы дать до 50 тысяч рабочих мест дополнительно. А если при этом учитывать загруженность смежных областей – то и все 200 тысяч.

По материалам rg.ru