Геологи отмечают 100-летие со дня рождения Константина Ивановича Антоненко

24.05.2011 21:41

21 мая 2011 года отмечается 100-летний юбилей Константина Ивановича Антоненко, известного организатора  геологической службы, крупного отечественного гидрогеолога, который был одним из создателей, а затем и руководителем крупнейшей геологической организации СССР, которая выполняла и до сих пор продолжает заниматься специальными геологическими работами – Государственная контора (в 1939 году преобразованную в трест) специального геологического картирования «Спецгео», затем Второе главное геологическое управление, ставшее впоследствии Всесоюзным гидрогеологическим трестом, а затем – Вторым гидрогеологическим управлением. В данный момент организация называется Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие по проведению специальных гидрогеологических и инженерно-геологических работ (ФГУГП «Гидроспецгеология»).

В 1937 году, после окончания индустриального института Новочеркасска выпускник К. И. Антоненко, молодой специалист-гидрогеолог, был распределен в Главное военно-инженерное управление Красной Армии, где вскоре стал куратором нового предприятия «Спецгео». Итак, практически с первых лет свое профессиональной карьеры он оказался тесно связан с военной геологией. В этот период своей жизни он успешно осваивает новое для себя и довольно специфическое направление в геологических исследованиях, которые проводились  в интересах укрепления обороноспособности СССР, активно работает над созданием методических рекомендаций, имеющих отношение к проведению подобного рода работ, деятельно участвует  в разнообразных экспедициях, проводимых «Спецгео» в полевых условиях по всей территории Советского Союза. Как представитель Заказчика – Главного военно-инженерного управления и Генерального Штаба, участвует в выработке основных требований, предъявляемых к продукции геологов и в приемке завершенных проектов.

К началу Великой Отечественной Войны в основном все задачи, поставленные перед трестом «Спецгео» по обеспечению Генерального Штаба и командования Красной Армии  нужными военно-географическими данными были успешно выполнены, и большая заслуга в этом по праву принадлежит К. И. Антоненко.

В военные годы Константин Иванович принимал активное участие в создании специальных формирований на базе родного «Спецгео»  - геолого-буровых, а впоследствии – военно-геологических отрядов. После призыва в действующую Красную Армию, где был заместителем командира роты в составе Западного фронта, он решает комплекс задач по водоснабжению войск, работает во взаимодействии с первым военно-геологическим отрядом (начальник отряда – Н. В. Коломенский), где приобретает столь необходимый опыт решения задач по  снабжению Красной Армии водой в полевых условиях.

Согласно соглашению союзников с правительством Ирана на территорию этой страны вводятся советские войска. К. И. Антоненко, в связи с приказом командования Инженерных войск, принимает участие в организации данной спецоперации в ее геологической части. И здесь опять работа по водоснабжению наших войск опять выполняются отрядом специалистов седьмого военно-геологического отряда треста «Спецгео» при прямом участии К. И. Антоненко и профессора А. М. Овчинникова.

После Победы Константин Иванович, как представитель Заказчика (на этот раз – Штаба Инженерных войск) принимает участие в сборе и изучении геологических трофейных материалов и руководит работой военно-геологических отрядов на освобожденных территориях в странах Восточной Европы. Именно ему принадлежит большая роль в решении о создание полномасштабных отчетов, которые обобщали опыт работы военно-геологических отрядов во время Великой Отечественной Войны. Эти работы проводились в основном начальниками отрядов, имели и имеют большую историческую ценность и актуальны до сих пор.

В том же 1946 году К. И. Антоненко переводится в Комитет по делам геологии при Совете Народных Комиссаров СССР. В конце 1946 года он назначается руководителем треста «Спецгео», а в следующем году становится начальником Второго главного геологического управления, где занимается реорганизацией специальной геологической службы – четвертого и пятого геологических управлений, которые продолжали работать над выполнением военно-геологических работ.

В 1951 году принимается решение о создании новой  структуры – Всесоюзного гидрогеологического треста, причем вопрос о руководителе решился практически сразу – им стал К. И. Антоненко, талантливый практик-профессионал с огромным опытом, фронтовик, который пользовался высоким авторитетом среди товарищей, коллег и подчиненных и обладал высокими нравственными качествами.

В состав Всесоюзного гидрогеологического треста были включены гидрогеологические экспедиции  республик СССР (Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Киргизии), что дало возможность сразу же подключить эти экспедиции к сформировавшейся на данный момент московской школе гидрогеологии, созданной учеными научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и производственными организациями, находящимися  в Москве. Несколько позже, уже после вывода их из состава Всесоюзного гидрогеологического треста, что случилось в конце 50-х годов, совместный опыт работы позволил  создать мощные научно-производственные гидрогеологические организации в Казахстане и Узбекистане.

В конце 50-х работы на казахстанской целине подходили к концу, и перед коллективом гидрогеологического треста правительством были поставлены еще более сложные задачи, связанные с организацией геологических изысканий на испытательных ядерных полигонах – на Новой Земле и в Семипалатинске, а также решение проблемы глубинного  захоронения жидких радиоактивных отходов атомной промышленности. Для этого потребовалось научное обоснование создания полигонов для захоронения жидких радиоактивных отходов. Все эти новые задачи требовали и новаторского подхода к их успешному решению.

В 1961 году четвертое гидрогеологическое управление и Всесоюзный гидрогеологический трест были объединены во второе гидрогеологическое управление, впоследствии пятое гидрогеологическое управление также вошло в его состав. Таким образом, вся специальная гидрогеологическая служба страны стала единой. Возглавил новую службу А. И. Антоненко.

В конце 50-х годов на ядерных испытательных полигонах, расположенных в Московской области, также начались гидрогеологические изыскания.  В 1963 году, когда ядерные испытания в атмосфере были полностью запрещены, данные работы приобрели еще большую актуальность. В этих условиях детальное изучение геологической среды, в которой предполагалось размещение боевых блоков, выходило на первый план.

Основная задача состояла в том, чтобы в результате исследования горных массивов модно было бы определять ослабленные районы, которые могли при проведении подземных ядерных испытаний способствовать выбросу ядерных материалов в атмосферу. Такой же сложной оказалась задача извлечения трансформированной взрывом горной породы и выдача полученных образцов для детального изучения в научно-исследовательские институты заказчика. По ходу этих работ решались вопросы технического снабжения водой при проходке горных выработок, а также буровые работы для приборных скважин.

Для решения всего комплекса поставленных задач геологам второго гидрогеологического управления приходилось вместе с использованием всего имеющегося набора инженерно-геологических  и гидрогеологических  методов исследований (а  на Северном полигоне, расположенном на Новой Земле – еще и методов мерзлотоведения) также применять и геофизические методы исследований, по мере необходимости совершенствовать и создавать новые методы на уровне новых изобретений и кандидатских диссертаций. При этом в заслугу специалистам треста можно поставить тот факт, что не  было ни одного случая аварийного выброса в атмосферу материалов ядерного взрыва по причине некачественно проведенных работ гидрогеологической службы.

Тем временем с середины 50-х годов четко обозначились новые проблемы, которые были связаны с работой с ядерными материалами (особенно с отходами ядерной и химической промышленности). Поэтому Министерство геологии и охраны недр Советского Союза поручает второму гидрогеологическому тресту провести работы, которые дали бы возможность научно обосновать возможность безопасного глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов.

Исследования проводились для таких заказчиков, как МСМ – горно-химический комбинат (Красноярск), Сибирский химический комбинат (Томск), научно-исследовательский институт атомных реакторов (Димитровград), производственное объединение «Маяк» (Челябинск). Сложности в организации такого рода работ состояла в том, что необходима была широкая кооперация с научными и проектными организациями Министерства среднего машиностроения СССР, академическими научными организациями. Работы проводились в трудных природно-климатических условиях, были связаны с множеством различных территориальных ограничений, режимом секретности, была очень ответственной, отличалась полной новизной и очень сжатыми сроками. Кроме того, второе гидрогеологическое управление обязана была заниматься также строительством подземной части полигона, чего не было ранее. В эти работы входило бурение наблюдательных и эксплуатационных скважин.

Участие второго гидрогеологического управления в решении комплекса экологических проблем  предприятий Министерства среднего машиностроения выражалось не одним только участием в строительстве могильников для жидких радиационных отходов, но и во всестороннем исследовании влияния этих предприятий на окружающую геологическую среду. Особенно остро этот вопрос стоял перед теми предприятиями, для которых глубинное захоронение было неприемлемо по различным причинам (геологические условия, наличие твердых фракций в отходах и др.). С конца 50-х годов это направление обрело как бы вторую жизнь, и основным объектом исследований на долгое время становится производственное объединение «Маяк», а также предприятия министерства среднего машиностроения, географически расположенные в Средней Азии. В результате проведенных исследования вырабатывалась оценка общей экологической обстановки и принимались меры для разработки инженерных мероприятий, способные предотвратить наиболее опасные последствия производственного процесса. В качестве главного метода исследований здесь были многолетние режимные наблюдения. Во время этого процесса создавалась единая информационная база, которая много лет спустя, при появлении компьютерных технологий и методов математического моделирования физических процессов дала возможность получать многолетние прогнозы относительно состояния окружающей геологической среды.

По материалам rosnedra.com