Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Присутствует ли нефть в Кузбассе?
Еще пятьдесят лет назад этот вопрос звучал совсем не риторически. Более того, предпринимались вполне конкретные шаги, призванные дать на этот вопрос положительный ответ.
На протяжении 30 лет, с 1933 по 1962 год, геофизики производили на территории Кузбасса буровые работы в поисках нефти, но ничего значительного не находили, если не считать мелких проявлений. В 1962 году один из самых активных геологов-нефтяников, Ф. К. Солманов, решил не испытывать судьбу здесь, полностью разобрал буровую установку, погрузил ее на плот и сплавился по рекам в Тюменскую область, где на то время первые открытые месторождения уже давали нефть. Вскоре Ф. К. Солманов стал известным благодаря удачным поисковым работам, стал обладателем наград СССР за свои открытия и после этого переехал в Москву на министерскую должность – первым замом союзного министра. После этого о Кузбассе он говорил, как о бесперспективном районе, но позже сменил свою точку зрения.
Впервые на Кузбасс, как возможный источник нефти, обратил внимание еще в 1920 году известный геолог, академик М. А. Усов. В середине двадцатых годов около Барзаса были найдены первые битумы – которые, как известно, являются предвестниками наличия нефти. Затем свое положительное мнение о Кузбассе оставил известный специалист-нефтяник И. М. Губкин, тоже академик, который в свое время открыл башкирские месторождения нефти. Губкин высказывался, что в Западной Сибири, в том числе и в Кузнецкой котловине, должны быть нефтяные месторождения. И через несколько лет поисковые работы были начаты. Вскоре появились первые результаты – были найдены около двадцати проявлений нефти. Теперь дело оставалось за малым – найти нефтяные месторождения, в существовании которых никто уже не сомневался, разведать ее запасы и начать добычу.
А в те далекие годы для геологов наиболее перспективными казались два месторождения: Борисовское и Сыромолотненское. Из скважин, пробуренных здесь, нефть текла самотеком, объемы доходили до 300 литров в сутки. Такой объем считался очень неплохим. Достаточно сказать, что именно с такого количества нефти начинали разработку ставших знаменитыми месторождений Томска и Тюмени.
Но, как ни странно, несмотря на наличие проявлений, самой нефти в больших количествах не было. Это потом, значительно позже, геолог Виктор Ашурков нашел причину этого казуса: то буровое оборудование, которым пользовались в тридцатые годы, просто не доставало километр-два до залежей нефти. Буровые станки достигали предела на глубине трех тысяч метров, а нефть залегала ниже, на четырех - пятикилометровой отметке. Тот же Ашурков позже определил и предполагаемые запасы месторождений: Борисовское – 10 миллионов тонн, Сыромолотненское – 15 миллионов тонн сырой нефти. Это средневзвешенные показатели, на практике нефти может быть намного больше.
Здесь стоит остановиться и рассказать об Ашуркове. Виктор Александрович по профессии геолог-геофизик, за время свое профессиональной деятельности успел поработать на нефтяных месторождениях на Ближнем Востоке и очень хорошо знаком с их местными условиями. Очень хорошо знает и Западную Сибирь. Не скрывает своего убеждения в том, что на Кузбассе также имеется своя нефть. Можно смело утверждать, что на протяжении последних двадцати лет Ашурков – пожалуй, единственный, кто добивается продолжения поисков нефти в Кузнецком бассейне.
Хоть по профессии Ашурков и не нефтяник, но специалист в этой области он действительно прекрасный, имеющий настолько глубокие знания, что два академика – А. Э. Канторович в 1994 году и Н. П. Запивалов в 2005 отозвались о его работах с превосходными оценками. Первый – об отчете Новокузнецкой комплексной геолого-геофизической экспедиции «Обобщение материалов по нефтегазоносности Кузбасса», второй – по научно-исследовательскому труду «Нефть и газ Кузбасса».
Приведет цитату, взятую из отзыва А. Э. Конторовича: «Задача, которую поставил перед собой автор, выполнена на высоком уровне и в целом заслуживает отличной оценки». А вот более свежее высказывание академика Н. П. Запивалова: «Я рекомендую немедленно опубликовать эту работу как минимум в 500 экземплярах и разослать ее для ознакомления всей профессиональной элите, с этим трудом необходимо ознакомить возможных инвесторов, общественность, государственные органы. Необходимо начинать действовать!».
Полтора года назад В. А. Ашурков опубликовал в газете «Кузнецкий рабочий» статью «Кто придет и возьмет нефть Кузбасса?». Это вопрос адресовался потенциальным инвесторам. Сейчас недалеко от Анжеро-Судженска возводится нефтеперерабатывающее предприятие, и этот же вопрос смело можно ставить руководству завода.
Управляющий холдинга «Кем-Ойл» планирует для своего комбината брать нефть из северных районов Томской области. По словам Ашуркова, до тех краев расстояние вполне приличное. А тем временем в пятидесяти километрах от завода – местные месторождения нефти. И если заняться буровыми работами, а современному оборудованию глубины в 5 тысяч метров – не помеха, то залежей местных углеводородов вполне может хватить на пятьдесят лет. И это по самым пессимистическим прогнозам. На деле нефти может быть намного больше.
Но все предложения геолога о разработке собственной нефти заводчан не заинтересовали. Вполне вероятно, что их останавливает высокая цена проведения буровых работ. На что Ашурков резонно полагает, что в случае удачи проект окупит себя очень быстро.
С руководством ЗАО «НефтеХимСервис», который планирует начать строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода, Яйского, переговоры шли намного дольше, но закончились с тем же результатом, несмотря на то, что проектная мощность этого предприятия будет еще больше – 3 миллиона тонн нефти в год. Предложение геолога и здесь не получило поддержки.
Многие читатели, особенно из Кемеровской области, скажут, прочтя данную статью, что вот только нефти им еще не хватало для полного счастья. Сейчас от угла в регионе продыху нет, а если сюда добавить еще нефть, то жить станет вообще невозможно.
Если исходить из того, как ведут себя разработчики недр по отношению к местной природе и ландшафту, и что они оставляют после себя, такие опасения имеют под собой твердую почву. Но может быть, местные автомобилисты будут довольны, если на заправках появится собственный дешевый бензин? В любом случае мы сочли необходимым рассказать о попытках геолога В. А. Ашуркова найти заинтересованных инвесторов.
По материалам allrussia.ru
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45