Разработана технология переработки нефтешламов

06.05.2011 20:16

Кто владеет нефтью, тот владеет и миром – этот афоризм английского адмирала Фишера сейчас так же актуален, как и раньше. В настоящее время нефть для некоторых стран стала не только основой экономического развития, но и рычагом политического воздействия. Хотя запасы углеводородов на планете с каждым годом уменьшаются, и это действительно уже ощущают нефтедобывающие страны. А в свете постоянно растущих потребностей населения Земли в энергоресурсах  как раз пришло время задуматься о сохранении ресурсов нашей матушки для будущих поколений.

Именно поэтому поиск новых технологий переработки нефти стал одним из главных вопросов международного энергетического форума «Топливно-энергетический комплекс России в XXI веке», который состоялся в Москве 6-9 апреля. В его рамках прошло 13 различных мероприятий – конференций, семинаров и круглых столов. Практически все участники в той или иной форме соглашались с тем, что энергетика – определяющий фактор развития не только национальной, но и мировой экономик, и именно он может оказать существенное влияние на ход развития человеческой цивилизации в ближайшем будущем. По законам сохранения, в природе ничего не исчезает бесследно. Кроме природной среды, в которой мы имеет счастье проживать.

Несмотря на то, что в сфере переработки нефти экологичных технологий сегодня существует более чем достаточно, в Украине они практически не используются, говорит Геннадий Манн, один из ведущих европейских экспертов по нефтепереработке. Он подсчитал, что в Украине уже скопились миллионы тонн нефтешламов, которые отнюдь не способствуют чистоте природной среды. Почему здесь не спешат с переработкой таких отходов, и какие потери при этом несет экономика Украины, Геннадий Манн рассказал в интервью изданию «2000».

- Как вы считает, какие самые опасные проблемы экологического плана присутствуют в связи с интенсивным использованием в мировой практике углеводородов?

- Самой большой экологической проблемой  является необратимое изменение природной среды и климата. Это действительно очень большая проблема, имеющая планетарные масштабы, и вызванная увеличением выбросов углекислого газа в атмосферу. Именно по этой причине и явился миру Киотский протокол. Чтобы решить эту проблему, необходимо постоянно заниматься поиском новых технологий, которые могут значительно сократить выбросы углекислоты. Это настолько сложная проблема, что в одиночку ни одной стране решить ее не удастся. Поэтому создана Европейская комиссия, которая занимается исключительно этим вопросом.

Сейчас в мире наметилась тенденция сегментирования научных исследований, которые занимаются поиском тех отраслей промышленности, которые наносят наибольший вред окружающей среде. Например, в автомобильной промышленности все большее развитие получает сектор гибридных силовых установок, более того, сектор электродвигателей также переживает определенный бум. Руководство автогигантов  BMW и Mercedes утверждают, что уже через 10 лет пятая часть их продукции будет оснащена электродвигателями. Подобные тенденции существуют и в других отраслях промышленности. Мне кажется, недавняя катастрофа в Японии не только не затормозит этот процесс, но и значительно его ускорит. И сейчас, когда масштабы использования нефтепродуктов не уменьшаются, вопросы утилизации их отходов выходят на первый план.

- Так может стоит совсем отказаться от активного применения нефти?

- Я бы с этим не спешил. Нужно быть немного реалистами – пока мир не готов к такому кардинальному шагу. Я считаю, что наиболее разумным решением является увеличение степени переработки нефти. Этот процесс уже вовсю происходит в странах Запада. На территории бывшего Советского Союза большинство перерабатывающих комбинатов работает по устаревшим технологиям, в которых глубина переработки нефти не превышает 60%. В США и странах Европейского союза этот  показатель составляет 90%.

- Значит, отечественные технологии нужно выбрасывать?

- Во-первых, такие несовременные технологии приводят к тому, что  продукт переработки – топливо – оказывается плохого качества, сгорает в двигателях не полностью, а во-вторых, большая часть отходов переработки просто выбрасывается как нефтешламы. Если верить общепринятым в мире статистическим выкладкам, 3% от всего объема добытой нефти во время ее транспортировки и последующей переработки остается неиспользованными и складируется в виде нефтешламов. И сегодня таких отходов уже около 1 миллиарда  тонн.

Для справки: нефтешламы – это сложные смеси, которые включают нефтепродукты, механические примеси (окислы металлов, глины, песок) и воду. Пропорция и конкретный химический состав нефтешламов может различаться. Такие соединения весьма опасны для окружающей среды и подлежат переработке или захоронению.

 - Есть ли цифры, которые отражают положение вещей с нефтешламами на Украине и в других странах СНГ?

- По нашим данным, в Украине хранится около 10 миллионов тонн. В основном это кислые гудроны – отходы нефтепереработки, которые возникают после очистки некоторых видов нефтепродуктов серной кислотой. Это гораздо более агрессивная среда, и сегодня гудроны хранят в специальных водоемах, загрязняя при этом окружающую среду.

В соседней России, только по официальным данным, около 100 миллионов тонн нефтешламов. А по нашим расчетам их раза в три больше, то есть где-то 300 миллионов тонн. Ежегодно к этой цифре добавляется 3 миллиона тонн, в то время как переработать успевают только половину. То есть каждый год свалка нефтешламов увеличивается на 1.5 миллиона тонн!

Кроме того, что нефтешламы являются мощным источником загрязнения окружающей природы, они являются источником огромных головных болей для промышленности. Фактически – это еще и недополученный источник углеводородов, который мог бы быть использован во благо экономике, причем речь идет совсем не о мизерных количествах. Мы сделали предварительные расчеты, и получилось, что из всей массы  нефтешламов 10% можно превратить в конечный нефтепродукт. Таким количеством в стране, не имеющей собственных значимых ресурсов углеводородов, пренебрегать нельзя.

Причем проблема состоит еще в одном – нефтешламы занимают достаточно большую территорию, которая практически уже непригодна для использования. И будет непригодной в течение еще нескольких поколений, даже если ее сейчас освободить. Поэтому проблема Украины в том, что ее законодательство практически не предусматривает контроль над недобросовестным использованием земельных ресурсов.

Хотя и здесь есть отдельные исключения. Например, руководство компании ТНК-ВР большое внимание уделяет проблемам экологии на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе. Специалисты компании совместно с Национальным научным центром почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского сумели достичь высоких результатов с использованием технологии биоремедиации с использованием региональной микрофлоры при очистке грунтов и почв, подвергшихся воздействию отходов нефтепереработки.  К большому сожалению, этот положительный и достаточно эффективный метод остается достоянием ТНК ВР и не используется на аналогичных производствах в других регионах Украины.

Для справки: Биоремедиация – комплекс методов, применяемый для очистки вод, атмосферы и грунтов с применением процесса метаболизма объектов биологической среды – растений, грибов, червей, насекомых, микроорганизмов.

- У нас есть информация, что харьковский «Турбогаз» совместно с вашей компанией Man Oil Group недавно подписали контракт, в котором речь идет о создании комплекса по переработке нефтешлама. Расскажите немного, что это за комплекс, и почему вы сотрудничаете именно с харьковскими специалистами?

- Все просто. Мы сотрудничаем с украинским «Турбогазом» вот уже на протяжении 8 лет. Основная проблема украинских компаний, да и российских тоже, в том, что они очень плохо информированы о том, какие достижения в конкретной сфере производства существуют за рубежом. И когда речь идет о готовом продукте, фактор низкой цены далеко не всегда является определяющим фактором. Ту же Ладу-Калину в Германии покупать не станут, несмотря на ее дешевизну. В области нефтепереработки проблема та же. На сегодняшний день ОАО «Турбогаз» использует комплектующие, изготовляемые ведущими мировыми производителями, поэтому у харьковчан нет проблем с качеством собственной продукции. И несмотря на то, что ее стоимость не из дешевых, она пользуется большим спросом на рынке. Именно поэтому мы и выбрали их в качестве партнеров.

Наши специалисты сумели разработать в лабораторных условиях уникальное вещество, которое дает возможность с большой эффективностью отделять в нефтешламах углеводороды от твердых включений и воды. Разработанное нами на основе применения этого реагента оборудование имеет размеры 40 на 60 метров, то есть это фактически мобильный завод по переработке нефтяных отходов.

На сегодня мы являемся единственной компанией, которая осуществляет весь комплекс работ по очистке и утилизации нефтешлама. После завершающего этапа переработки остаются только три компонента: вода, очищенный углеводород, который можно использовать повторно, и механические примеси – земля с небольшой долей углеводородов. По нашей технологии она перемешивается  с нашим веществом и укладывается на обычный местный грунт. При этом происходит активизация микроорганизмов, присутствующих в почве, и они просто съедают остатки углеводородов. Таким образом, достигается процесс полной очистки нефтешламов. По этой технологии мы пока являемся мировыми лидерами. Помогали в разработке этого комплекса и украинские специалисты – харьковский Институт почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского Украинской академии аграрных наук.

- Таким образом, переработка отходов нефтяной промышленности, подобно мусороперерабатывающим заводам, способна дать прибыль из продукта, который является источником загрязнения окружающей среды?

- Сегодня существует практика, по которой свежие нефтешламы продают тепловым электростанциям, которые их сжигают, вырабатывая при этом мизерное количество электроэнергии. Тем самым для руководства ТЭЦ создается иллюзия выгодности такого использования нефтешламов: купили дешево, 10 часов отработали и получили электроэнергию, хотя и в меньшем количестве.

Сейчас ведущие российские нефтеперерабатывающие компании – Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР озабочены тем, чтобы потерянные при переработке углеводороды вернуть и повторно использовать. Кроме того, они готовы вкладывать финансовые средства в самые передовые экологические технологии. То есть они говорят: вот вам 100 тысяч тонн нефтешламов, сделайте очистку по строгим экологическим стандартам, мы вам за это заплатим, но углеводороды заберем.

- Ваша установка уже где-то работает?

- После трехлетних исследований и тестов в Харькове будет сделана первая установка нового поколения, получившая название STORM-15 (Sludge Treatment Oil Recovery Machine), презентация которой планируется в конце мая. В технологическом цикле разработки участвовало 180 украинских инженеров, а также российские и западные специалисты.

- Вы собираетесь продавать эти мини-заводы по переработке нефтешламов?

- Это довольно сложный процесс, в котором постоянно должны быть задействованы ученые, необходимо проведение большого количества различных тестов и анализов на протяжении длительного времени. Только при участии ученых производится полная настройка всего комплекса на тот объем работ, который будет производиться в каждом конкретном случае. В связи с этим мы приняли решение, что не будем продавать технологию и наше вещество для биологического разложения остаточных продуктов переработки. Мы будем сами выполнять эти работы с помощью своего оборудования и собственного персонала. То есть схема такая: заказчик обращается к нам с просьбой сделать такой-то объем работ, нам выдается нефтешлам, а мы выполняем полный цикл очистки и на выходе получаем чистую воду, чистую землю и углеводороды, пригодные для дальнейшего применения.

- Как вы считаете, эта технология найдет применение в Украине? Вы намерены вести переговоры с государственными чиновниками и руководством компаний?

- Мы уже вели переговоры с теми предприятиями, которые имеют дело с нефтешламами – компанией Укрнафта, с Одесским, Лисичанским и Кременчугским нефтеперерабатывающими заводами.

Мы очень надеемся, что наша инновационная технология смогут убедить менеджмент этих компаний в необходимости использовать наш комплекс. Как-то один из заместителей министра сказал, что их технологии используются с 30-х годов прошлого века. А я его спросил, неужели он до сих пор пользуется телефоном образца начала прошлого века и ездит на автомобиле Победа? Получается, что министр такой-то промышленности относится к своей промышленности хуже, чем к самому себе? Нонсенс для любой цивилизованной страны. А в нефтешламовой отрасли до сих пор продолжается использование дедовских технологий, которые и слыхом не слыхивали о таких словах, как экология.

Для справки: Геннадий Манн – президент швейцарско-немецкой компании Man Oil Group, преуспевающий бизнесмен, известный на западе новатор. Родился в СССР в 1956 году, в юном возрасте эмигрировал. Около 20 лет жил в Германии, где добился сначала местного, а затем европейского признания. Сейчас живет в Швейцарии. Женат, имеет двух детей. В настоящее время сосредоточил свои усилия на экологически чистой технологии утилизации нефтешламов. Компания Man Oil Group, которую он возглавляет, имеет представительства в Швейцарии, Украине, России, Казахстане, Азербайджане. Лауреат конкурса The World Technology Awards, проводимого журналом The World Technology Network, Германия (1999).

По материалам 2000.net.ua