Чавес не смог спаси нефтяную отрасль Белоруссии

15.07.2011 19:36

Министерство финансов Республики Беларусь обнародовало итоги  деятельности акционерных обществ республики за прошедшее полугодие. Из приведенных данных следует, что наихудшие показатели – у нефтеперерабатывающих заводов, которые ранее занимали лидирующие позиции. Сегодня они работают практически в убыток. Несмотря на заверения Александра Лукашенко о его намерениях обеспечить страну нефтью из Венесуэлы и снизить таким образом зависимость от России, сегодня в официальном Минске в возможном банкротстве нефтеперерабатывающих заводов видят «руку Москвы».

А между тем на проходившей вчера конференции «Интересы бизнеса: от Таможенного союза до Единого экономического пространства» участники говорили о том, что создание межгосударственного образования положительно сказалось на товарообороте между странами-участниками, что бизнес поставлен в благоприятные условия, поскольку не только получил новые для себя рынки, но и возможности выбора инвестиционного климата.

При этом еще раньше, на этапе подготовки конференции, премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин назвал создание единого таможенного союза «самым главным по значимости событием на территории бывшего Советского Союза в период после его разрушения».

Но, как следует из официальных  заявлений из Минска и многочисленных комментариев, для Белоруссии участие в проект создания единого экономического пространства не сулит никаких выгод. На данный момент в стране происходит самый большой финансово-экономический кризис за все время существования страны. Некоторую лепту в его появление внесло  и вхождение в Таможенный союз, считают аналитики. Административно-плановая экономика Белоруссии, которая базируется на государственной собственности, не может быть для потенциальных инвесторов более привлекательная, чем рыночная экономика Казахстана и России. Поэтому в отношении Беларуси со времени ее вхождения в Таможенный союз произошел не приток, а отток капитала.

При этом увеличение таможенных пошлин на иномарки до уровня российских негативно повлияло не только на имидж нынешней власти. Но и явилось причиной увеличения спроса на иностранную валюту до ажиотажного уровня, что приблизило наступление валютного кризиса. По информации Государственного таможенного комитета, на протяжении первого полугодия 2011 года в Белоруссию ввезено 250 тысяч автомобилей. При этом ранее среднегодовые показатели составляли  180-200 тысяч автомобилей.

По сообщениям белорусских чиновников, такие жертвы были принесены в расчете на возможность покупать нефть и газ по внутрироссийским ценам. Однако на самом деле этим пока и не пахнет. Накануне московской конференции  «Белнефтехим» распространил заявление,  в котором речь идет о том, что условия поставок российской нефти в страну входят в прямое противоречие с Соглашением о принципах и правилах конкуренции, которое было подписано Казахстаном, Россией и Беларусью 9 декабря 2010 года. Они фактически ставят белорусские нефтеперерабатывающие заводы в неравные условия, которые ведут к их убыточности. Конкретно речь идет о премии, которую взимают российские поставщики в свою пользу. При этом увеличение  премии в формуле расчета цены  на нефть с 2011 года в четыре  раза можно рассматривать как дополнительный  сбор Российской Федерации (российских компаний нефтяной отрасли), который приравнивается к таможенным пошлинам. И это несмотря на то, что в Соглашении прямо запрещены подобные платежи. «Белнефтехим» также сообщает, что средневзвешенный размер упомянутой премии  в первом полугодии текущего года составил 6 долларов за один баррель, или 44 доллара за тонну нефти. Это в четыре раза превышает размер премии в прошлом году.

Днем ранее департамент ценных бумаг министерства финансов Беларуси обнародовал итоги деятельности белорусских акционерных обществ различной формы собственности за первый квартал 2011 года. Аналитики, эксперты и экономически активная общественность страны были поражены тем фактом, что флагман белорусской экономики – нефтепереработка – по итогам данного отчета возглавила список убыточных акционерных компаний. Так, «Нафтан» по итогам работы имеет 40 миллионов долларов убытка, Мозырский нефтеперерабатывающий завод – 33.2 миллиона долларов. В средствах массовой информации этот факт обсуждался довольно плотно, что и заставило концерн оправдываться. Традиционно в экономических неудачах обвиняются  внешние вредители.

Вместо того чтобы начать, наконец, реформы в экономике страны, делать ставку на внутренние ресурсы, Александр Лукашенко, вопреки многочисленным рекомендациям экспертов из Беларуси и из-за рубежа, продолжает упорно стремиться к возрождению  нефтепереработки, которая на протяжении многих лет его нахождения у власти приносила большую прибыль.

Во время своих выступлений перед народом и в парламенте он неоднократно утверждал, что на территории Беларуси обязательно найдутся крупные залежи нефти и газа. На минувшей неделе он сообщил журналистам, что у страны есть альтернативные Росси источники поставок нефти.

По планам правительства Белоруссии в 2011 году  страна намерена приобрести 21.67 миллионов тонн нефти у России, и около 10 миллионов тонн – у Венесуэлы, из которых 4 миллиона тонн по своп-схеме, в соответствии с которой произойдет замена венесуэльской нефти на азербайджанскую. Государственная нефтяная компания Азербайджана и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» подписали контракт, по которому нефть морским путем будет идти в украинский порт «Южный», а затем по трубопроводам Одесса - Броды  и «Дружбу» -  на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

Договор по прокачке нефти на участке трубопровода Одесса – Броды заключен между ОАО «Укртранснафта» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания». При этом говорится, что остальные объемы венесуэльской нефти  будут проходить через Мууга, эстонский порт на мощности белорусского ОАО «Нафтан».

Вчера представители Мозырского нефтеперерабатывающего завода сообщили, что переработка нефти азербайджанского разлива может начаться в ближайшее время. Азербайджанская нефть сорта «айзери лайт» уже начала поступать на производственно-диспетчерскую линейную станцию «Мозырь», принадлежащую ОАО «Гомельтранснефть Дружба». По мере потребностей ее отсюда и будет брать Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

Напомним, что использование нефтепровода  Одесса – Броды и участка нефтепровода «Дружба» Мозырь – Броды в реверсном режиме началось в феврале текущего года. Пока трудно делать далеко идущие выводы о том, как это отразится на состоянии нефтеперерабатывающих предприятий страны, но, скорее всего, ввиду небольших объемов этого транспортного потока о серьезном влиянии говорить не приходится. Так, в прошлом году венесуэльская нефть обошлась Белоруссии на  4-6 долларов за тонну дешевле, чем российская. Однако это не спасло нефтеперерабатывающую отрасль страны.

По материалам ng.ru