Строительство Nabucco осложняется «политическими реалиями»

18.07.2011 19:23

Строительство трубопровода Nabucco позволит более гибко регулировать цены на международном рынке газа, и это – его главное предназначение, полагает Алексей Хайтун, руководитель Центра  энергетической политики Института Европы РАН. Он читает, что Nabucco даст возможность снижения и регулирования цен на газ, что до сих пор происходило крайне редко: «Наличие такого независимого пути поставки газа в Европу даст дополнительную возможность для балансировки цен на газ на приемлемых для всех участников рынка уровне».

Nabucco является одной из составляющих проекта «Южного коридора» и относится к самым приоритетным энергетическим проектам Европейского союза. С его помощью будет достигнута такая цель, как диверсификация источников маршрутов поставок энергетических носителей, что позволит повысить энергетическую безопасность всех стран – участников проектов. Между тем, кроме Nabucco, в этот проект включены также «Белый поток», Трансадриатический газопровод, ITGI (трубопровод Турция – Греция - Италия).

Намерение покупать газ в рамках проекта «Южный коридор» уже проявили Германия, Австрия, Болгария, Румыния, Венгрия (проект Nabucco), Италия и Греция (проекты ITGI, TAP).

Хайтун говорит, что «Газпром» всеми силами старается помешать осуществлению проекта «Южный коридор», в первую очередь это касается Nabucco, но это у российского монополиста вряд ли получится, поскольку в мировых масштабах ни одна структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет долго удерживать свое монопольное положение, и «Газпром» - не исключение.

Именно этим фактом эксперт объясняет свою уверенность в том, что проект обязательно будет реализован.

Хайтун также полностью поддерживает идею возведения Транскаспийского трубопровода, который станет первым, начальным  звеном  проекта Nabucco. Этот газопровод общей протяженностью около 300 километров свяжет между собой Туркменистан и Азербайджан. Он будет проложен по дну Каспийского моря от туркменского берега до азербайджанского, где будет подключен к дальнейшим маршрутам транспортировки голубого топлива в рамках «Южного энергетического коридора».

По словам аналитика, он полностью поддерживает идею строительства Транскаспийского газопровода, в основном по политическим мотивам, поскольку странам Центральной Азии  и Азербайджану просто необходим независимый от России выход в Европу. Однако политические мотивы – не единственный резон: газопровод необходим  и для создания рынка газа и конкуренции на нем, считает эксперт.

По его мнению, строительство данного газопровода позволит решить важную задачу: даст возможность указанным странам через Турцию выйти на европейский газовый рынок. Причем данный маршрут, кроме всего прочего, является намного короче, нежели транспортировка газа из Тюмени. Поэтому, полагает Хайтун, экономическая эффективность Транскаспийского газопровода не вызывает ни  малейших сомнений, и его реализация – вопрос времени.

Совершенно понятно, что «Газпром» будет возражать, однако интересы «Газпрома» - это не интересы России, заявил аналитик. Он считает, что высший приоритет для Российской Федерации – налаживание партнерских отношений со странами Центральной Азии и Азербайджаном, а дипломатия предполагает и взаимные уступки.
По материалам aze.az