Польша шантажирует сланцевым газом

23.07.2011 11:31

Варшава намерена пересмотреть условия импорта газа из Российской Федерации. Стремление как можно больше снизить свою зависимость от поставок российского газа принимает в Польше все более решительные формы. Рост добычи сланцевого газа в США должен помешать России использовать свое мощное энергетическое оружие против Европы. Накануне глава Министерства иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщил, что страна может начать процесс пересмотра условий импорта газа из Российской Федерации. По мнению аналитиков, не может быть никакой речи о добыче в Европе сланцевого газа в течение минимум пяти–семи лет.

Исследование, проведенное институтом  Бейкера Университета Райса на средства, выделенные  Министерством энергетики США, прогнозирует уменьшение доли России на рынке природного газа Западной Европы к 2040 году до 13% с нынешних 24–25%.

Приблизительно такого же мнения и Сикорский. «Если Польша вместе с другими  странами Европы смогут обеспечить себя относительно большими объемами сланцевого газа, то тогда неизбежно будет поставлен вопрос о необходимости тратить миллионы за тысячекилометровую транспортировку газа из далекой России». По его мнению, развитие имеющейся газовой инфраструктуры в Европейском союзе – это лучший способ снабжения  европейских стран электроэнергией. При этом министр отметил, что Польша все же будет поддерживать проект Nabucco, по которому планируются поставки газа из бассейна Каспийского моря на территорию Европы.

Отечественные аналитики считают, что такие заявления свидетельствуют о попытке польских властей поторговаться за более выгодные условия в традиционных поставках из России, поскольку нет оснований серьезно говорить о добыче сланцевого газа в коммерческих масштабах ни в Европе, ни в Польше.

«Из всех европейских стран Польша проявляет самый большой оптимизм относительно сланцевого газа, однако на текущий момент нет совершенно никаких официальных данных об итогах проведения геологоразведки, – утверждает Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики. – Достаточно немногочисленные комментарии по этому поводу говорят о том, что здесь сланцевый газ залегает в гораздо более сложных и глубоких породах, нежели в США, поэтому его добыча обойдется намного дороже американского». Он также  напоминает, что в Соединенных Штатах себестоимость добычи этого вида топлива  лежит  в интервале от 150 до 200 долларов за  1 тысячу  кубометров, при этом  в некоторых районах страны вышли запретительные постановления местных властей  на добычу сланцевого газа по причине больших  рисков заражения местных водозаборов.  В частности, такое постановление касается района Нью-Йорка. «Франция в данный момент также запретила добычу на своей территории сланцевого газа по той же причине – из-за экологических рисков, – продолжает аналитик. – Совершенно очевидно, что заявления Польши обусловлены большим желанием добиться от «Газпрома» скидок на поставляемый из России газ в рамках имеющихся  долгосрочных контрактов. При этом добыча собственного сланцевого газа в Польше даже в случае обнаружения промышленных запасов этого вида ресурсов начнется никак не ранее чем через пять–семь лет, и на первом этапе объемы добычи будут весьма незначительными, поэтому «Газпрому» вряд ли будет поддаваться на оказываемое давление. Однако скидку на газ компания может предоставить в обмен на польские активы в сфере сбыта газа, особенно в части  конечных потребителей".

С этим мнением согласен и Дмитрий Александров, руководитель отдела анализа инвестиций инвестиционной кампании  «Универ», который полагает, что такие заявления необходимо  рассматривать как обычные маркетинговые мероприятия, относящиеся к государственным закупкам. «Польша сегодня потребляет около 15 миллиардов кубометров природного газа, причем основная часть закупок приходятся как раз на российское сырье, – утверждает Александров. – Второй основной  источник – собственная добыча. В 2010 году внешние поставки в Польшу составили около 11,8 миллиарда кубометров газа, в 2009-м – свыше 9 миллиардов, а до этого в среднем приблизительно 7 миллиардов кубометров. Следовательно, Польша, которая к тому же является важнейшим транзитером, попытается влиять на «Газпром» сразу по трем направлениям – как самостоятельный добытчик, как важный транзитер как потребитель». Именно этот процесс, но пока  в мягкой форме, сейчас и происходит, считает аналитик.

«Нет никаких достоверных данных, которые могли бы служить подтверждением, что Польша в течение ближайших пяти–семи лет сможет самостоятельно добывать дополнительно 7–10 миллиардов кубометров сланцевого газа, – уточняет он при этом. – То, что добыча сланцевого газа будет вестись, причем по всей Европе, – это вопрос времени, но сроки и объемы добычи не стоит переоценивать. Это дело среднего будущего». Александров не считает, что нынешние заявления официальных лиц Польши могут свидетельствовать о скором разрыве или радикальном пересмотре ныне существующих соглашений. «В случае с Польшей все должно определяться уровнем цен на краткосрочном – спотовом – рынке. В случае образования значительной разницы Варшава, скорей всего,  будет требовать изменения расчета контрактной цены, или же сокращения объемов поставок, но требовать этого она будет не одна -  это будет общеевропейское движение (вполне вероятно, к тому времени и не только) контрагентов концерна», – полагает Александров.
По материалам ng.ru