Аналитика:
Партнёры:

Литва и Беларусь тонут во взаимных обвинениях

31.07.2011 21:48

Беларусь продолжает проект по строительству  производственной базы для атомной электростанции. Первая ее очередь уже введена в эксплуатацию на территории  Гродненской области Островецкого района. Однако Литва тоже  не спешит отказываться от намерений возведения АЭС, даже несмотря на то, что существование двух атомных станций в небольшом регионе, по мнению специалистов, сделает его энергонасыщенным и даже избыточным. В июле правительство Литвы, наконец, окончательно определилось с инвестором  - им стала японская компания Hitachi.
При возникших обстоятельствах обе страны хотят, чтобы у соседей АЭС построена не была. При этом в ожесточенных спорах литовские и  белорусские чиновники  используют любые доступные аргументы. В частности, достаточно привлекательными считаются факторы геологического характера, используемые для взаимных обвинений. 
Так, Юрга Лазаускене, заведующая отделом глубинных изысканий Литовской геологической службы, выступая в литовском парламенте, заявила, что Островецкая площадка, на которой будет строиться белорусская атомная электростанция, находится на тектоническом разломе регионального масштаба.
«Прежде чем что-то строить, необходимы тщательные исследования, так как имеются предпосылки того, что разлом может сдвинуться с течением времени на несколько километров», - подчеркнула Юрга Лазаускене.
«Могу сказать, что землетрясение сегодня является одним из немногих  геологических явлений, которое пока что невозможно прогнозировать», - добавила она.
Александр Андреев, начальник управления экологической государственной  экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Беларуси, немедленно выступил с опровержением заявления, сделанного литовской стороной.
По его утверждению, это заявление сделано в ответ на представление со стороны Беларуси документов о том, что как раз литовские объекты, закрытая в данный момент Игналинская атомная станция и готовящаяся  к строительству неподалеку Висагинская АЭС, находятся  на тектоническом разломе.
Следовательно, Литва и Беларусь продолжают взаимно обвинять друг друга в строительстве потенциально опасных ядерных объектов около тектонических разломов коры. На самом деле это справедливо для обеих стран. Получается,  что литовским и белорусским властям нужно либо признать, что выбор места расположения атомных электростанций на их территории неудачный и отказаться от строительства либо, если такое расположение все же не представляет никакой угрозы - признать, что во взаимном  споре стороны не вполне корректно используют аргументацию.
Наличие тектонических разломов вблизи Островца и Игналины определили еще в 1974 году, о чем говорится в  «Тектонической карте Белоруссии и окружающих территорий».
Председатель общественной организации «Движение зеленых Литвы» Римантас Бразюлис сказал в интервью Naviny.by, что, согласно исследованиям  геологов, под Литвой  и Беларусью действительно имеется сильное напряжение.
«Вполне вероятно очень сильное землетрясение. Оно обязательно будет, но неизвестно, завтра или через сто лет», - утверждает Бразюлис.
Он считает, что одна из самых больших проблем, которые имеют отношение к атомной энергетике – проблема хранения радиоактивных отходов сроком на «тысячи лет», для чего нужны колоссальные затраты.
«И если землетрясение все-таки случится, все эти отходы попадут наружу. Никто не  знает, что будет через пятьдесят лет, и где в это время будут храниться радиоактивные отходы», - сказал лидер зеленых Литвы.
Он подчеркнул, что нельзя строить атомную станцию, если вероятность аварии  составляет даже одну миллионную.
«Я полагаю, что жители Литвы показывают плохой пример, когда говорят: "Мы будем строить АЭС»", а затем говорят: "А в Белоруссии  строить атомную электростанцию не нужно"», - отметил Римантас Бразюлис. «Я думаю, правильным решением был бы взаимный отказ обеих стран от строительства. Взамен можно было бы договориться о строительстве ветряных электростанций, например. Но наши страны продолжают соперничество: кто быстрее построит у себя бомбу».
Имеется, правда,  и другое мнение, что регион не очень подвержен риску землетрясений.
«На нашей территории  не может быть мощных землетрясений из-за наших сейсмических, тектонических и геодинамических условий. Землетрясение в Японии было в 32 миллиона раз мощнее, чем самое сильное землетрясение, возможное у нас», - заявил Аркадий Аронов, директор Центра мониторинга геофизической ситуации в интервью «Еврорадио».
Юрга Лазаускене  утверждает, что сейсмичность Беларуси несколько больше, поскольку в Литве достоверно не зафиксировано ни одного землетрясения.
«Мы полагаем, что Ошмянский разлом, который находится в 25 километрах к югу от места выбранной площадки, не имеет большого значения для строительства атомной электростанции», - говорит Ольга Боева, специалист геофизической экспедиции «Белгеология» геологического департамента Министерства природных ресурсов.
Но даже если вероятность сильного землетрясения в обеих странах низкая, существуют и другие риски относительно строительства АЭС.
Один из таких рисков для белорусской атомной станции состоит в том, что на ней предполагается использование реактор новой конструкции.
«По этому проекту не построена еще ни одна атомная электростанция в мире, - утверждает  инженер-физик Андрей Ожаровский.  Поэтому все доказательства безопасности, о которых говорится в заявлениях российских атомщиков и которые тут же повторяют белорусские сторонники ядерной энергетики, - это чистая теория. Практически  ни один из новых  элементов в работе не испытывался. Поэтому невозможно сейчас даже сказать, насколько работоспособна атомная станция, не говоря о ее безопасности».
Андрей Ожаровский полагает, что  строительство Островецкой атомной станции - российский проект.
«"Росатому" необходимо каким-то образом загружать имеющиеся  производственные мощности, показать, что у него имеются реальные  заказы. И Беларусь оказалась наиболее подходящим партнером для этого, - говорит Ожаровский. - Если это действительно надежный,  хороший безопасный проект, реализуйте его сначала в своей стране, докажите безаварийный опыт эксплуатации в течение нескольких лет, и лишь затем предлагать его на экспорт».
Уже становится понятным, что страны, которые хотят  обзавестись атомными электростанциями даже после аварии на АЭС «Фукусима-1», склонны не видеть у себя рисков, связанных с ядерной энергетикой, но зато очень хорошо видят их у своих  соседей. Наука сегодня ставится на службу политике,  хотя должно быть совсем  наоборот. Ответственным политикам обеих стран нужно поставить под пристальное внимание вопрос о  расположении ядерных объектов на территории Литвы и Беларуси и следить за аргументацией, используемой в споре.
По материалам naviny.by