Звезды гиганты и сверхгиганты02.07.2018
Звезды карлики01.07.2018
Биосфера земли28.06.2018
Солнечная радиация22.06.2018
Крупнейшие вулканы30.03.2018
Отбор керна13.09.2017
Нефтесервисные компании11.09.2017
Призабойная зона09.09.2017
Бурение буровыми растворами17.08.2017
Висбрекинг - процесс, сырьё, установка03.08.2017
Трудноизвлекаемая нефть23.07.2017
Повышение нефтеотдачи21.07.2017
Бурение горизонтальных скважин19.07.2017
Наклонно-направленные скважины16.07.2017
Попутный нефтяной газ07.07.2017
Кого на самом деле накормит «Нафтогаз»?
В июле президент Украины дал поручение обеспечить переработку 2 миллионов тонн нефти из Азербайджана на кременчугской «Укртатнафте». Данный проект выглядит перспективным, поскольку позволит решить несколько важных задач одновременно: сократить импорт нефтепродуктов, увеличить загрузку отечественных нефтеперерабатывающих заводов, увеличить прозрачность ценообразования топлива для потребителей и самих чиновников.
Однако при этом существует риск, что, несмотря на благие намерения, дело может обернуться прямо противоположным результатом: ростом цен при остающихся низкими объемах украинской переработки или уровня снижением налоговых отчислений отрасли. Речь идет о непомерных аппетитах чиновников и менеджеров государственных компаний, которые до совершенства отработали умение маскировать свои корыстные интересы под лозунгами о государственной выгоде стратегического характера и заботе о гражданах страны.
6 июля 2011 года Кабинет Министров Украины утвердил протокольное решение, связанное с реализацией п.3.3 «Плана мероприятий сотрудничества между Украиной и Азербайджаном на период 2011-2015 гг.», одобренного президентами двух стран 28 апреля текущего года. В этом документе речь идет о поставках нефти из Азербайджана для ее переработки на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем «Укртатнафте».
Чтобы иметь представление о масштабе проекта, скажем, что в 2010 году объем нефтепереработки в стране составил 10.5 миллионов тонн. Если все остальное останется на том же уровне, «Нафтогаз» с 2 миллионами тонн азербайджанской нефти и 1 миллионом российской (стартовавший несколько ранее проект на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе) сможет увеличить переработку нефти на 30%.
Компания получит около 2 миллионов тонн бензина и дизельного топлива, что в итоге составляет около 20% всего национального потребления. В этом случае может быть достигнута наиболее оптимальная структура наполнения отечественного рынка, в которой импорту нефтепродуктов будет отведено приблизительно 30%.
Действительно важным результатом проекта может стать тот факт, что чиновники и рядовые потребители смогут лучше понимать специфику работы рынка отрасли. Хотя деятельность «Нафтогаза» прозрачной назвать никак нельзя, компания обязана вести безубыточную хозяйственную деятельность (имеется в виду уголовная ответственность менеджмента - это, пожалуй, единственный сдерживающий фактор, работающий в нашей стране). Этот процесс мы наблюдаем на первом, хоть и не совсем удачном, опыте поставок нефти на «ЛИНИК». «Нафтогаз» выставляет нефтепродукты на открытые торги, стараясь найти удачный компромисс между точкой безубыточности и рынком. Приведем простой пример. Сегодня «Нафтогаз» продает бензин А-95 оптом по цене 12 800 гривен за тонну, что с учетом железнодорожного тарифа (250 гривен за тонну) позволяет автозаправочной станции устанавливать цену в размере 9,85 гривен за литр. Следовательно, может быть получен доступный обществу индикатор закупочных цен, который даст возможность получить ответ на извечный вопрос о том, кто виноват в повышении цен на топливо.
Поговорим о подводных камнях проекта. Есть один интересный вопрос: будут ли отечественные НПЗ рады поставкам «Нафтогаза» и увеличится ли при этом реальная переработка?
Начнем с Лисичанского завода. С мая предприятие, принадлежащее ТНК-ВР, отправляет в Россию около 80% своей продукции, поскольку Российская Федерация испытывает нехватку нефтепродуктов. Судя по тому, что российское правительство на прошлой неделе разрешило ТНК-ВР использовать толлинговую схему до конца 2011 года, лисичанское топливо покинуло Украину надолго. Российские газеты пишут, что в отчетах российского Министерства энергетики ТНК-ВР фигурирует как чуть ли не основной виновник весеннего топливного кризиса из-за остановки Рязанского НПЗ и связанного с этим снижения выпуска высокооктановых бензинов. Именно поэтому компания заинтересована принять участие в утолении топливного «голода» в Российской Федерации.
Очевидно, что поставки «Нафтогаза» возникшую ситуацию с вывозом нефтепродуктов изменить не в состоянии. При этом существует вероятность, что ТНК-ВР может вообще отказаться от поставок нефти для удовлетворения собственных нужд, а просто будет покупать топливо лисичанского завода для своей украинской сети непосредственно у «Нафтогаза». Собственная нефть будет направлена на увеличение объемов толлинга или применена для экспорта в дальнее зарубежье.
Но очень большой вопрос, будет ли на самом деле «Нафтогаз» поставлять нефть в Лисичанск? По имеющимся сегодня данным, на протяжении апреля-мая компания поставила на Лисичанский НПЗ 134 тысяч тонн нефти, план на июль - 30 тысяч тонн. Даже без июльских поставок компания имеет в своем арсенале 90 тысяч тонн бензина и дизельного топлива, но на 20 июля было продано всего 12.5 тысяч тонн. «Нафтогаз» попросту не в состоянии предложить конкурентные цены.
Не стоит этому удивляться – успешных и долгосрочных давальческих проектов в Лисичанске еще не было. Проект компании «Вик Ойл» бесславно завершился в 2009 г., на протяжении всего нескольких месяцев смогла поставлять нефть заводу «Укртранснафта» в 2007 году. Отличие нынешней ситуации в том, что «ТНК-ВР Коммерс» в данный момент фактически ушла с рынка платежеспособных и емких восточных областей, что может помочь «Нафтогазу» реализовать лисичанские объемы.
Достаточно интересно в этой связи выглядит проект переработки в Кременчуге азербайджанской нефти. Здесь налицо несколько выгод: и диверсификация поставок, и полная загрузка завода, в котором «Нафтогазу» принадлежит доля в 43% . Географическое расположение завода в самом центре страны намного выгоднее по сравнению с Лисичанском. Однако имеются все основания полагать, что нефти НАКа не будет рад хозяин предприятия – группа «Приват». Уже понятно, что оператор НПЗ удерживает текущее производство на том уровне, который необходим для обеспечения загрузки собственной розничной сети, чтобы «не переливать» рынок («Приват» контролирует 1 556 украинских автозаправочных станций, что составляет 25%). Смысл в том, что создание напряженности с сырьем является причиной удержания высоких цен на нефтепродукты, а одному из самых крупных игроков на розничном рынке это на руку. Зачем ему производить больше, чем нужно? Чтобы поставлять впоследствии собственным конкурентам, которые вынуждены искать дорогое импортное топливо?
«Нафтогазу» вполне по силам эту стратегию разрушить, поэтому в ближайшее время следует ожидать проведения ожесточенных переговоров, связанных с «Укртатнафтой». Задача группы «Приват» – повысить себестоимость производства для государственной компании до максимального уровня, чтобы та не получила возможности «портить» сформированный рынок. Есть сведения о том, что для переговоров с Коломойским «Нафтогаз» намерен привлекать тяжелую артиллерию, а именно министра топливной промышленности Бойко.
При этом вовсе не факт, что поставки «Нафтогаза» смогут кардинально увеличить загрузку завода. Как и российская ТНК-ВР, «Приват» может отказаться от собственных поставок импортной азербайджанской нефти. Таким образом, некоторый голод с сырьем на рынке будет сохранен, а вместе с ним и нынешние высокие цены.
В целом «Нафтогаз» может при удачном стечении обстоятельств испортить нефтепереработчикам всю картину. Если загрузку нефтеперерабатывающих заводов увеличить, что можно сделать и без участия «Нафтогаза», то доля импорта снизится, а это как раз и испортит картину «стагнации» отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, о которой владельцы НПЗ трубят который год. Кроме того, рост производства повлияет на цены реализации (в меньшую сторону), а это опять не в пользу бизнеса НПЗ. Входить в близкую осень, когда ожидается следующий виток борьбы за пошлины на импортируемое топливо, с ростом переработки как-то не очень удобно. К тому же на днях ожидается отчетность нефтеперерабатывающих заводов за первое полугодие, и есть все основания считать, что она будет неплохой. И как потом с этими показателями рассказывать всему миру о тяготах жизни и требовать полной ликвидации конкурентов в лице импортеров топлива?
Но может случиться и так, что «Нафтогаз» сам окажется локомотивом этого процесса. Ждать больших прибылей от дорогой азербайджанской нефти не приходится. Расчеты показывают, что если «Нафтогаз» сработает просто в ноль – это уже будет успехом, поскольку будут выполнены стратегические задачи, описанные выше. Но кто у нас сегодня работает в ноль и кому в реальности нужны эти стратегические задачи? А если учесть, что в крупном проекте задействовано много людей, а на горизонте светят очередные выборы…
Прибыль получают двумя путями. Первый - с помощью увеличения пошлин на импорт нефтепродуктов, что увеличит доходность «Нафтогаза», позволит удовлетворить большинство и, вполне вероятно, даже показать некоторый положительный финансовый результат (естественно, не слишком большой). Минус данного варианта - в резком росте цен на нефтепродукты для конечных потребителей, которые впоследствии могут проголосовать не в ту сторону.
Второй путь – это налоговая оптимизация. Этот метод достаточно успешно был опробован в прошлом году, накануне местных выборов. Назывался он «Ливела» – безналоговый импортер нефтепродуктов, за четыре месяца облегчивший бюджет на 3 миллиарда гривен. Весьма характерно, что несколько первых партий нефти «Нафтогаз» поставил в Лисичанск, используя фирму «Интергал», дочернюю компанию нашумевшей в свое время «прокладки» по линии одного из учредителей. На данный момент все необходимые таможенные платежи исправно платятся. Однако существующую ситуацию может изменить всего один звонок.
По материалам zn.ua
Нефть дешевеет на опасениях эпидемии коронавируса22.01.2020 10:47
Сейсмологи прогнозируют крупное извержение вулкана Тааль21.01.2020 13:09
Нефть снова дорожает20.01.2020 11:26
Украина не будет строить газопровод для СПГ из США17.01.2020 10:29
Белоруссия ищет альтернативу российской нефти16.01.2020 10:46
Вулкан Тааль на Филиппинах выбросил двухкилометровый столб пепла15.01.2020 10:31
Разгадана загадка Солнечной системы о «великом водоразделе»14.01.2020 10:54
На Филиппинах началось извержение вулкана Тааль13.01.2020 10:44
Газпром резко сократил подачу газа в Европу10.01.2020 12:02
8 января был официально открыт «Турецкий поток»09.01.2020 10:45