Президенты жмут на газ, в итоге имеется пробуксовка

01.08.2011 21:06

Аналитики в Киеве объясняют отмену анонсированной на 31 июля встречи между президентами Дмитрием Медведевым и  Виктором Януковичем  тупиковой ситуацией, возникшей  в российско-украинских газовых переговорах. ОАО «"Газпром» демонстрирует стойкую неуступчивость в отношении пересмотра формулы ценообразования на поставляемый в Украину газ. Украинская сторона, которая недавно заявила о планах модернизировать свою газотранспортную систему самостоятельно, намекнула на возможность нахождения обходных путей в решении данной  проблемы.
Начиная с третьего квартала нынешнего года, газ для Украины стал дороже еще на 20% – до 354 долларов за 1 тысячу кубометров. Цена, которая прогнозируется экспертами на четвертый квартал, вообще может превысить отметку 400 долларов, даже  с учетом действующей скидки в размере 100 долларов. При этом Украина на внутреннем рынке дотирует и население, и предприятия, входящие в структуру  «Теплокоммунэнерго». Повысить цены внутри страны до рыночного уровня, да еще одномоментно, власть не может - подобное решение за год до очередных парламентских выборов практически уничтожило бы рейтинг правящей Партии регионов. Но в государственном бюджете нет достаточно средств, чтобы покрывать разницу между низкими ценами внутреннего рынка  и высокой закупочной ценой.
Если ситуация не изменится, а она вряд ли изменится, то увеличение цен на газ в четвертом квартале станет причиной увеличения дефицита бюджета НАК «Нафтогаз» оценочно на полтора миллиарда долларов. Юрий Корольчук,  сотрудник Института энергетических исследований, называет возникшую  ситуацию патовой: «Нафтогаз», ранее неоднократно привлекавший средства для расчетов с российским монополистом, накопил большие долговые обязательства. Если следовать этой практике и дальше, можно оказать в шаге от банкротства, отметил он.
Валентин Землянский,  еще один эксперт по энергетическим вопросам, полагает, что полностью переложить бремя непомерно высоких цен на плечи промышленности уже не удастся: если учитывать все внутренние платежи, которые добавляются к  цене поставляемого газа на границе, работа крупнейших отечественных предприятий и даже некоторых отраслей в целом станет нерентабельной. Единственным реальным выходом из ситуации эксперт считает завершение переговоров с «Газпромом» в действующей формуле, которая является определяющей при расчете стоимости газа для Украины. Хотя многие эксперты еще весной  прогнозировали завершение переговорного процесса в июле–августе, этого не случилось.
Источники, близкие к Министерству энергетики, сообщили, что в конце этой недели очередная делегация отправится на переговоры в столицу Российской Федерации. При этом большого оптимизма в Киеве не наблюдается. Чиновники говорят, что очередная отмена встречи Медведева и Януковича в контексте переговоров по цене на газ – плохой знак. Об этом же говорит  Владимир Корнилов, директор филиала Института стран СНГ. «То, что встреча двух президентов не состоялась, что привело и к срыву заседания межгосударственной комиссии с непосредственным участием Медведева и Януковича, говорит о том, что основной и принципиальный вопрос для Украины, который касается скидки на газ российского разлива, до сих пор не урегулирован. Таким образом, на текущий момент приемлемого для Киева и Москвы варианта решения проблемы не найдено», – сказал он вчера  в интервью агентству УНН.
Эксперты при этом напоминают, что российская сторона достаточно четко сформулировала свою позицию: изменение формулы расчета цен на газ возможно только при условии вступления страны в Таможенный союз и создания совместного предприятия  между «Газпромом» и «Нафтогазом». Последний проект, по задумке российской стороны,  должен в дальнейшем обеспечить слияние двух компаний. Киев категорически против членства в Таможенном союзе, а совместное предприятие согласен создавать исключительно  под конкретный проект, касающийся  модернизации украинской газотранспортной системы. В начале июля, когда встреча президентов еще раз была отсрочена на месяц, Виктор Янукович  подтвердил эту позицию: «Объединения  как такового никто не планировал. И я могу сказать однозначно, что его не будет».
Тогда же, напомним, Янукович сделал заявление, гораздо более значимое: национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» может быть расформирована уже в ближайшее время. При этом президент пояснил, что в своем нынешнем состоянии, когда компания обросла большим количеством дочерних структур, которые имеют весьма запутанные финансовые потоки между собой, развитие всей отрасли становится практически невозможным и неуправляемым. Поэтому президент сказал о возможности разделения НАК «Нафтогаз» на несколько самостоятельных юридических лиц по определенным видам деятельности – поставка, добыча, транспортировка газа. Образовавшиеся структуры, по мнению украинского лидера, можно будет впоследствии вывести на IPO, а затем, продав около 10% акций, государство сможет вырученные средства вложить в модернизацию отрасли.
Украинские эксперты обратили особое внимание на то, что планы, высказанные президентом,  совпадают с требованиями Международного Валютного Фонда и Евросоюза, однако прямо противоположны Российским предложениям. При этом реструктуризация «Нафтогаза», а также создание новых компаний на его основе, означали бы отмену существующих российско-украинских контрактов. Ведь де-юре одна из сторон, подписавших документ, канула бы в лету. А новые документы о поставках можно было бы подписать совсем на других условиях, утверждают чиновники в Киеве, намекающие, что Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, в 2009 году утвердила невыгодные для Украины и совсем не рыночные  условия поставок газа.
Следуя этой  конфронтационной линии, Украина в начале июля заявила о желании модернизировать свою газотранспортную систему самостоятельно. Премьер-министр Николай Азаров по этому поводу дал пояснения, что Украина в итоге создаст самый надежный и рентабельный  маршрут транспортировки газа на запад, в пику российским северным и южным проектам газопроводов. Первый этап включает реконструкцию существующего газопровода Уренгой – Помары – Ужгород. На втором этапе должна быть  создана абсолютно новая инфраструктура, позволяющая на 60 миллиардов кубометров увеличить пропускную способность украинской газотранспортной системы на границе со странами Европейского союза. Реализация подобных амбициозных планов должна занять  девять лет и потребует финансирования в сумме свыше 6 миллиардов долларов.
Пока известно только о намерении Украины вложить в этот проект порядка 230 миллионов долларов, еще 308 миллионов пообещал Евросоюз, хотя окончательное решение по этому вопросу отложено до декабря.
То, что Медведев опять отложил встречу со своим  украинским коллегой, эксперты в Киеве расценивают как прозрачный намек: уступок не будет.
По материалам ng.ru