Аналитика:
Партнёры:

Горы, рожденные морем, или контрасты Копетдага

10.08.2011 18:11

Скалы Копетдага соседствуют с уходящими далеко за горизонт песками Каракумов, и создается впечатление, что они стояли друг против друга всегда. Однако стоит заглянуть в далекое прошлое этих бескрайних просторов, откроются весьма удивительные парадоксы. Если каракумские пески своим рождением обязаны Амударье, из чьих наносов они и образовались, то скалы Копетдага обязаны своим рождением морским водам.

От геологии гор, от того, как высоко подняли древние пласты силы, находящиеся в недрах планеты, зависит их облик, растительный мир и состав почв. Для Копетдага все эти факторы коренным образом отличаются от раскинувшихся в непосредственной близости песков. Если на сероземах предгорий полупустынные ландшафты вместе с характерной для нее растительностью еще встречаются, проникая по широким ложбинам даже далеко вглубь гор, то впоследствии они целиком «разбиваются» о стены передового форпоста Копетдага. На смену им приходят горные степи с крупными злаками и арчовые редколесья на горных почвах, прорезанных ущельями плато. В верхнем поясе гор, между осыпями и скалами под колючими подушками нагорных ксерофитов и типчаковой дерниной можно встретить только субальпийские почвы.

Еще больше отличается от каракумских песков мир глубоких ущелий, где даже царица гор арча отступает вверх на горные склоны, не в силах устоять под натиском каменных лабиринтов. Среди огромных валунов в ущельях прячутся чащи туркменского клена, которые простирают свои узловатые стволы к небу, жадно улавливая каждый лучик солнечного света, а под ними плетутся колючие кусты барбариса и шиповника. Среди уступов можно обнаружить широкие деревья инжира. Зимой ущелья служат им укрытием от холодных ветров, а летом они вытягивают драгоценную влагу из трещин с помощью своих длинных корней. На влажных камнях хорошо себя чувствует тенелюбивый папоротник.

Жизнь этим горам подарила вода, а если говорить точнее - древнее море в совокупности с неутомимыми тектонические силы, которые на протяжении миллиардов лет перекраивают карту планеты по своему усмотрению, перемещая целые океаны и континенты. Как выяснили недавно ученые, в течение юрского и мелового периода, во времена безраздельного царствования динозавров, на месте Копетдага плескались воды палеоокеана. Даже больше - там, где сегодня вздымаются горные вершины, была огромных размеров впадина, представляющая собой глубокий прогиб земной коры, в котором длительное время накапливались толщи морских осадков. Именно поэтому горы Копетдага сложены из плотных осадочных пород, относящихся к тем временам - песчаников и известняков. Здесь достаточно часто находят окаменелости и отпечатки древних обитателей океана.

И только двадцать пять миллионов лет назад, на стыке палеогена и неогена, земля в этом месте начала приподниматься. Молодые горы, вначале невысокие, со временем росли, тектонические подвижки сминали породы в настоящую «гармошку» соответствующего размера, которая образовала складки современных горных хребтов. Эпоха интенсивного подъема земной поверхности сменилась относительным затишьем, как будто планета решила взять передышку, перед тем, как продолжить свою планетарных масштабов «стройку». Большую роль в формировании нынешнего рельефа начали играть эрозийные и кумулятивные процессы, которые пытались разрушить скалы, складируя их обломки у подножия. Отступивший океан тоже пытался реваншироваться. Его прямой наследник – Пракаспий - надвигался и отступал, однако больших успехов так и не достиг. В конце концов, он оказался зажат со всех сторон сушей в своих нынешних границах.

Как утверждают геологи, Копетдаг получил свой современный облик в результате тектонических поднятий в четвертичном периоде, которому сопутствовало эрозионное расчленение. Там, где складки породы поднимались вверх, возникли хребты, а в тех местах, где почва прогибалась - по образовавшимся огромным трещинам эрозия проложила путь узким ущельям.

Горы известняков изувечены неумолимыми тектоническими силами, пронизаны множественными разломами, чаще всего скрытыми под нанесенной поверхностью почвы. И только грунтовые воды точно знают, где расположены эти трещины – они являются для них своеобразными магистральными путями, пролегающими сквозь сплошные скальные монолиты.

Потоки стремительных горных ручьев, корни растений, перепады температур без устали дробят древние горные породы, делая ущелья глубже и глубже. Даже пятна лишайников миллиметр за миллиметром на протяжении веков растворяют под собой твердый камень. Сели то смывают со дна ущелий накопившийся слой камней и гальки, обнажая при этом отполированное каменное ложе, то опять несут с собой нагромождение щебня. В борьбе со скалами стужа и зной, непримиримые враги, так же как солнце и вода, становятся на время союзниками. Размывая и подтачивая, раскаляя и замораживая, они превращают в обломки даже самый прочный камень.

Однако горы тоже не сдаются, они и сейчас находятся в движении. Сантиметр за сантиметром тектонические силы поднимают их к небу. Так в вечном противостоянии и складывается современный ландшафт Копетдага, одного из самых величественных хребтов, вставшего на пути Каракумов, давшего начало оазису с живописными полями и виноградниками и большими городами, раскинувшимся на подгорной плодородной равнине.

По материалам turkmenistan.gov.tm