«Михаил Сомов» приступил к очистке Арктики

24.08.2011 20:07

К зимовке необходимо доставить грузы на сорок полярных станций, провести исследования с целью обоснования внешнего периметра континентального шельфа Российской Федерации. Но главное, что можно отметить - с этого рейса стартует практическая работа, связанная с очисткой российской части Арктики от отходов и мусора.

Операция по очистке Арктики от последствий человеческой деятельности - задача не такая простая. Над программой экологической реабилитации Арктики работают несколько отечественных групп экологов. Сейчас они заняты составлением подробной карты скопления металлолома на островах Земли Франца Иосифа и некоторых других островах. Проходят испытания биологические смеси для очистки, нейтрализующие почву от загрязнений нефтью. Очистка территорий подобного масштаба - дело относительно новое, поэтому понадобится и отработка методики, и применение новых технологий, рассказывает Лев Саватюгин, руководитель департамента географии полярных стран научно-исследовательского института Арктики и Антарктики.

«Мы доставляли в Арктику топливо – солярку и бензин – для местного транспорта и для самолётов в течение 50 лет, в большинстве случаев - в бочках. Эти бочки выгружались, затем складировались, назад их никто и никогда не вывозил. Собрать их, затем произвести очистку - это огромный труд, их невозможно грузить в трюм до тех пор, пока не будут окончательно выпарены остатки топлива. Кроме того, перевозить бочки с воздухом - это потребует огромного объёма, поэтому их необходимо предварительно прессовать...»

Первую партию металлолома, не требующего переработки, «Михаил Сомов» утилизирует с острова Врангеля уже в текущем сезоне. В нынешнем рейсе, который рассчитан на три месяца, параллельно с работами по экологической очистке Арктики продолжатся геологические исследования. Ученые заняты созданием проекта тектонической карты для обоснования внешнего периметра континентального шельфа Российской Федерации:

«Сегодня добыча нефти и газа на шельфе - это задача №1. Нужны огромные средства на исследования. Необходимо обозначить четкую границу шельфа, принадлежащего России, для чего нужно выполнить большие гидрографические промеры, а также провести сейсмические исследования всей арктической территории. В большинстве своем эти работы выполняются на судах Арктического института. В данный момент, например, завершается строительство «Академика Трешникова», который также будет работать на Арктику. Однако без международного сотрудничества здесь тоже не обойтись. Сегодня мы работаем и с немцами, и с норвежцами, и с американцами, представители этих стран присутствуют на наших судах».

В нынешнее время научные исследования особенно актуальны: грядет новый этап освоения Арктики, утверждает Лев Саватюгин, доктор географических наук, руководитель департамента географии полярных стран НИИ Антарктики и Арктики.

По материалам rus.ruvr.ru