Загрязнение воздуха в Москве

23.11.2011 21:26

Оглашены результаты проведенного исследования городов с населением более миллиона человек по главным показателям загрязнения воздуха. В Москве основным загрязнителем воздуха оказался автотранспорт, движущийся по магистралям столицы.

В НИИ экологии города был также проведен сравнительный анализ уровня загрязнения воздуха в самых крупных мировых городах – Киеве, Москве, Париже, Праге, Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке и Стокгольме за 10 лет — в период 1999-2009 гг. Кроме того, приведены характеристики загрязненности воздуха в Москве за прошлый год по сравнению с 2009 годом.

Уровень загрязнения определялся по концентрации основных загрязняющих веществ: оксиду углерода CO2, содержащемуся в выхлопных газах автотранспорта, диоксиду серы SO2 и диоксиду азота NO2 (они выделяются при использовании дизельного топлива и мазута), пыли (особенно по взвешенным веществам — PM10 и PM2,5, наиболее опасным для здоровья человека) и техническому озону.

Согласно итогам исследования, за 10 лет в больших мегаполисах уровень загрязняющих веществ упал в 1.7 раза. Практически во всех городах имеет место снижение уровня загрязнения воздуха оксидом углерода. Диоксидом азота больше всего загрязнен Гонконг — из-за мощного солнечного излучения, которому подвергается этот южный мегаполис. Так как нейтрализовать диоксид азота сложно, в плане загрязнения именно этим веществом и в других больших городах отмечалась отрицательная динамика. Загрязнение воздуха в Москве, Лондоне, Париже и Праге диоксидом серы низкое благодаря применению предприятиями энергетического комплекса природного газа. В Москве к тому же немного дизельного транспорта.

PM10 в максимальной концентрации отмечен в Гонконге, в минимальной — в Лондоне, Москве и Стокгольме. Но, несмотря на то, что средние показатели в Москве не выше допустимых норм, при возникновении неблагоприятных метеорологических условий (длительной жаре, отсутствии осадков) ситуация в Москве очень сильно ухудшается. Источник возникновения подобной вредной пыли — асфальт плохого качества, который истирается такими же некачественными шинами, а также загрязненная почва. Технического озона в Москве немного благодаря преимущественно пасмурной погоде.

Самым чистым мегаполисом стал Стокгольм — в этом городе очень эффективно борются за экологизацию автотранспорта и всей промышленности. Кроме того, город неплохо «проветривается» благодаря своему географическому местоположению. За Стокгольмом идут Париж, Прага, затем Москва, Киев, Лондон, замыкают список Нью-Йорк и Гонконг.

Однако все эти показатели отражают только средние тенденции загрязнения. В то же время на отдельных участках Москвы наблюдается ситуация с загрязнением несколько лучше, на других — намного хуже. Главная проблема столицы — загрязнение воздуха в Москве около больших автомобильных трасс. Там предельно допустимые нормы постоянно превышаются. К примеру, доля автотранспорта в загрязнении воздуха составляет 90 процентов, при этом только 3% происходит из-за промышленности, и 7% — из-за объектов теплоэнергетики (таких, как тепловые электростанции). «И те, и другие предприятия подвергаются модернизации, а контролировать выбросы потоков автотранспорта очень тяжело, — отмечает Елена Корнева, ученый секретарь, кандидат биологических наук. — В Москве на сегодняшний день имеется 3.7 миллионов автомобилей, и чтобы попытаться спасти город, нужна экологизация топлива, активное развитие общественного транспорта, переход на электромобили. Кроме того, необходимо защищать дома от загрязнений автомобильных трасс».

По мнению ученых, Москве необходимо расширяться. Среднегодовая температура растет, в том числе благодаря адсорбирующей способности мегаполиса удерживать тепло. Именно поэтому в центре Москвы всегда на пять градусов теплее, нежели на его окраине. Территория слишком мала для всех предприятий и людей, в нем находящихся.

В 2010 году показатели загрязнения воздуха немного подскочили, но произошло это по причине торфяных пожаров, которые совпали с жесточайшей жарой и антициклоном. Загрязнение воздуха автотранспортом не изменилось.