Исхак Пирматов депутат от движения «Республика» совместно с министром экономики и антимонопольной политики Темиром Сариевым 26 июня во время заседания обсуждали один пункт, который составляет закон о недропользовании. И по одному из пунктов они разошлись во мнении. Согласно этому пункту, если недропользователь не получил своевременного ответа (за 2 месяца) от Госгеологии, то он может считать, свой запрос согласованным.
И.Пирматов пришел к мнению, что это может дать просторы для коррупционной деятельности. Так если лицензиат отправит в начале года свой отчет в госгеологию и не получит на него ответа за два месяца, то он может считать, что его отчеты согласованы. Ведь найдутся те, кто придет в Госгеологию и заплатит за то, чтобы на его отчет закрыли глаза, пропустив сроки рассмотрения, что может быть проще. Т.Сариев, в свою очередь заметил, что Госгеология обязана отвечать на все отчеты, в этом состоит ее работа, поэтому молчание для недропользователя обязано обернуться, как согласие. А 9 пункт статьи 39 предписывает ежемесячно получать отвод к МСУ, и если ответа на отчет не получено, то можно считать, что этот вопрос решен положительно. И.Пирматов же отметил, что недропользователю можно проводить работы старательского плана только после того, как он пройдет в МСУ специализированную регистрацию. Может ли это означать, что предприниматель получает возможность проводить старательскую деятельность без получения предварительного разрешения на занятие этим видом деятельности. Т.Сариев ответил на это что статья закона касается только тех месторождений, которые можно причислить к мелким.
Также Пирматов указывает на пункт 2-й в 27 статье, где написано, что если недропользователю не удается устранить все предписания в срок 90 дней, то он уполномоченным государственным органом можно продлевать сроки для устранения этих недостатков. Но не прописано, в какой срок будут устранены недостатки. Также, нигде не предусмотрена ответственность за то, что не будет возвращена геологическая информация, на что Т.Сариев отметил, что подобный пункт в административном кодексе предусмотрен и наказание всё таки будет в виде штрафа. И.Пирматов кроме того, обратил внимание на то, что специальный фонд собирает деньги рекультивации земель. В законе нигде не указано, какой именно банк собирает денежные средства и лучше, чтобы это всё-таки был государственный банк.
Кроме того, он отметил и то, что в пункте 2-й 31 статьи не очень понятен механизм передачи лицензионных прав другому лицензиату, который получил разрешение на добычу определенного рода полезных ископаемых. Все достаточно запутано, трактовать закон можно двояко, а разночтений не может допускаться. Депутат также считает, что во всей Госгеологии сегодня не хватит специалистов, чтобы принять и рассмотреть все заявления компаний, желающих производить разработку и добычу полезных ископаемых на территории республики.