Затаите дыхание, или Почему глубже дышать опасно

15.03.2013 17:07
Затаите дыхание, или Почему глубже дышать опасно

Технический прогресс имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Одной такой негативной стороной является загрязнение окружающей среды, что в той или иной степени сказываются на здоровье людей. Следует сказать, что решение проблем экологии во многих развитых странах стало основным приоритетом, чего, увы, нельзя сказать об Украине.

Если каких-нибудь пару десятков лет назад основными загрязнителями экологии были промышленные предприятия, то сейчас на первое место выходят вредные выбросы многочисленного парка автомобилей. Особенно от этого страдают жители крупных городов, например, в Киеве воздух сильно загрязнен диоксидом азота, который, попадая в атмосферу, накапливается в большом количестве, и при безветренной погоде его концентрация в 4-6 раз превышает среднесуточные допустимые нормы. Оксиды азота опасны еще и тем, что могут стать причиной кислотных дождей.

Двуокись азота влияет на дыхательные пути и легкие, вызывая изменения состава крови, снижая концентрацию гемоглобина, общую сопротивляемость организма к болезням, вызывает кислородное голодание тканей, усиливает действие канцерогенов, способствуя тем самым развития злокачественных опухолей.

Не последнюю роль в сложившейся ситуации играет тот факт, что большинство эксплуатируемых в Украине автомобилей являются довольно старыми, возраст которых 8 и более лет. Такие автомобили не имеют специальных приспособлений для нейтрализации вредных веществ.

Другая проблема, связанная с автотранспортом — это загрязнение водных объектов и почвы нефтепродуктами. Особенно это касается открытых автостоянок, гаражных кооперативов, автозаправок. Не стоит забывать и об автомобильных отходах, неизбежно образующихся в процессе эксплуатации автомобилей — это отработанное моторное масло, фильтры, АКБ, шины, кузовные детали и проч. В Украине, в подавляющем большинстве случаев, утилизация подобных отходов надлежащим образом не налажена.

Но, главным негативным фактором, влияющим на экологию, является плохое качество используемого горючего. На данный момент в Европе разработана и действует четкая градация качества горючего, обозначаемая «Евро-1», «Евро-2» и так далее. И чем выше номер стандарта — тем он лучше и меньший вред оказывает экологии относительно действия на двигатель. Сейчас во всех странах Евросоюза введен стандарт «Евро-5», а следующий, «Евро-6», планируется ввести с 2015 года. В Украине же обязательным является допотопный стандарт «Евро-2», а горючее в стране может сертифицироваться по техническим условиями, в которых требования к горючему лояльны, и допускается значительная вариативность основных параметров.

Странно получается, Украина старается себя позиционировать демократической страной с развитой экономикой. Но, по сути она мало чем отличается от стран «третьего мира», ведь Украина — одна из шести стран Восточного партнерства, где динамика загрязнения окружающей среды ухудшается из года в год. По данным Государственной службы статистики, в 2011 году выбросы вредных веществ в атмосферу в стране составили 6,8 миллиона тонн. Причем из стационарных источников загрязнения поступило 4,4 миллиона тонн, что на 5,9% больше показателей 2010 года. На каждого жителя страны в 2011 году приходилось 4,4 тонны выбросов диоксида углерода и 95,7 килограмма других вредных веществ. Предприятия Киева выбросили в атмосферу 38,8 тонны загрязняющих веществ на один квадратный километр, что превысило средний показатель по стране в 5,5 раза.