Владимир Лаптев: Нефтегазовый бизнес дестабилизирует рынок геофизического сервиса

09.03.2011 19:39
Владимир Лаптев: Нефтегазовый бизнес дестабилизирует рынок геофизического сервиса
Иллюстрация:
neft-gaz-novacii.ru

История российской нефтегазовой отрасли насчитывает уже 150 лет. И далеко не последняя роль в ней отводится геофизике. Благодаря самоотверженному труду крупнейших ученых и практиков геологов, нефтяников, геофизиков в стране была создана и получила мощное развитие высокотехнологичная служба геофизики, которая является тем стержнем, который обеспечивает необходимой информаций, следовательно, и ресурсами, всю энергетическую промышленность. В задачи, решаемые геофизической службой, входят поиск, разведка, разработка нефтегазовых месторождений, бурение и техническое обслуживание скважин. Первый вице-президент Евроазиатского геофизического общества Владимир Лаптев в своей статье дал описание современных проблем геофизики и геофизиков.

Во времена СССР, когда господствовала плановая экономика, геофизическая наука, приборостроение и сервис входили в состав отраслевых министерств. Финансирование и работа их осуществлялась в тесном сотрудничестве с региональными отделениями, занимающимися поисково-разведочными и нефтегазодобывающими работами. Переход на рыночные рельсы ознаменовал ликвидацию института отраслевых министерств. Как и большинство других участников рынка, молодые нефтегазовые компании поспешили освободиться от непрофильных активов. Все ранее устоявшиеся связи были разрушены на корню. Между российской геофизикой и газонефтяными компаниями нарастал ком проблем, увеличившийся в связи с мировым экономическим кризисом. В быстрейшем решении этих проблем заинтересованы оба участника рынка. Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Стратегическое партнерство. Американские, российские и китайские компании являются лидерами в мировом геофизическом сервисе. Все остальные участники рынка слишком слабы, чтобы хоть немного приблизиться к лидерам. Во времена СССР на советскую сторону приходилось 15% мирового рынка геофизического сервиса, большая часть остальных 85% контролировалась американской стороной. В настоящий момент доля российского геофизического сервиса на мировом рынке мизерна. Свято место пусто не бывает, и на место российских успешно выдвигаются китайские сервисные компании, доля которых уже сейчас составляет 19%.

Такая ситуация не может быть нормальной для страны, являющейся мировым лидером по добыче газа и нефти. Государству и нефтегазовому бизнесу следует задуматься о той выгоде, которую сулит наличие хорошего геофизического сервиса на внутреннем и мировом рынке, насыщенном высокотехнологичными и наукоемкими решениями. Тем более что отечественный потенциал - научный, технический и технологический - позволяет это сделать. Как рынок, обладающий большой мобильностью в силу своей специфики, геофизический сервис может оказать неоценимую услугу добывающему бизнесу к прокладыванию дорог на новые рынки. Экономическая и информационная безопасность нефтегазовых компаний только выиграет при участии российского сервиса.

Не самым последним будет и тот факт, что бизнесу всегда проще иметь дело партнером, имеющим похожий менталитет, более предсказуемым. С ним проще договориться по возникающим разногласиям и противоречиям, с ним можно более оперативно решать задачи, возникающие как на внутреннем, так и на мировом рынках.

В свете последних высказываний лидеров государства, задачи поддержки и развития геофизики, приборостроения и сервиса созвучна задачам построения высокотехнологичной модернизированной экономики, обеспечению ее национальной и энергетической безопасности. Немаловажным является аспект, что внедряя в жизнь такую поддержку, государство получит в свои руки надежный инструмент для влияния на внешнеэкономический рынок.

Ценовая политика. К великому сожалению, такой поддержки в течение всего постсоветского периода не наблюдалось. Этому есть свои причины, объективные и не очень. Нефтегазовый бизнес, расставшись с непрофильными активами, фактически отказался от ответственности за развитие российской геофизики, пережившей, как и множество других участников рынка в тот период, стресс шоковой терапии. Более того, вместо поддержки геофизического сектора, нефтегазовые компании начали активное снижение затрат, связанных с геофизическими исследованиями для получения сиюминутной выгоды. Тем самым рубился сук, который связывал будущее и тех, и других. Во время начала мирового экономического  кризиса сами по себе низкие цены на энергоносители упали еще на 10-15%, что поставило геофизическое производство на грань себестоимости и даже ниже ее. Законопослушным геофизическим компаниям работать в таких условиях стало невозможно. Утвержденные ранее министерством энергетики методические нормы не ценообразование геофизических услуг, обязательные для выполнения на всей территории страны, практически в одночасье перестали работать. Условия контрактов на выполнение геофизических работ со стороны нефтегазовых компаний становились все более нереальными, дискриминационными. Например, сроки расчетов за выполненный объем работ увеличивались с 30-60 дней до 120, договора стали заключаться в подавляющем большинстве случаев на краткосрочной основе, авансирование перестало быть нормой. Проведение тендеров с участием геофизических сервисных компаний превратилось в фарс: вопросы качества, безопасности и эффективности выполняемых работ уступили свое место стоимостным показателям. При этом не проводится оценка  квалификации подрядчика ни по культуре производства, ни но степени технического оснащения, ни по уровню безопасности проводимых работ не проводится. И даже повышение цен на энергоносители, произошедшее после первого этапа мирового кризиса, не отразилось на стоимостных отношениях сторон. Все это вместе взятое совершенно расстроило рынок геофизических услуг.

На волне этих тенденций, как грибы после дождя, начали появляться недобросовестные подрядчики, которые повсеместно практиковали ничем не прикрытый демпинг и откровенно плохое качество выполняемых работ и огромном риске потерь от несоблюдения правил безопасности и возросшей в связи с этим аварийностью.

Практика последних лет, подтвержденная расчетами, показывает, что экономия на проведении геофизических работ рассматривается как доля от процента полных капитальных затрат нефтегазовых компаний. Подсчитано,  что риски потерь, связанные с неэффективным вложением капиталов вследствие откровенно плохого качества геофизической информации, становят 10-12%. Чем это чревато, можно увидеть на примерах аварий в Мексиканском заливе и на  Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Нефтяные и газовые компании оказались в положении, когда они уже не имеют возможности инвестировать средства в развитие новых инновационных технологий, а это связано, конечно, с потерей конкурентоспособности на рынке, особенно на мировом. И это только верхушка лавины. Отечественные компании, работающие в области наукоемкой геофизической аппаратуры и техники, а также программных средств, лишаются источников финансирования, что приводит к коллапсу  сбыта продукции компаний, занятых геофизическим приборостроением. Такая неблагоприятная ситуация с отечественным рынком геофизического сервиса выгодна зарубежным сервисным компаниям, которые умело этим пользуются. Располагая достаточным капиталом, они вкладывают достаточно денег для поглощения конкурентов, устанавливая свое господство на рынке. Ситуация становится совершенно угрожающей в связи с недавними заявлениями как нефтегазовых компаний, так и государства о продаже предприятий сервиса. В связи с этим доля зарубежного присутствия на российском рынке сервиса может достигнуть цифры 70-80%. Для справки: доля иностранного присутствия геофизического сервиса на рынке Китая и США составляет 5%.

Такие негативные факторы, отражающиеся на экономических, технических и социальных составляющих развития рынка, вполне ожидаемы и предсказуемы. Для отечественных компаний, работающих в нефтегазовой области, довольно скоро станет неприятным сюрпризом рост цен на геофизические услуги в 5-10 раз. При таком развитии событий даже самые крупные  отечественные игроки попадают на внутреннем рынке, не говоря уже о мировом, в полную зависимость от американского или китайского геофизического сервиса. Отечественный же сервис, наука, приборостроение останутся прозябать без финансирования, что приведет к их практическому исчезновению. Государство, и в его лице отечественный бизнес, лишатся очередной высокотехнологичной сферы науки и бизнеса, доставшейся нам по наследству от советских времен.

Политика иностранных сервисных компаний понятна – получив доступ к изучению и оценке недр на нашей территории, они своей эффективной работой смогут добиться значительного влияния на минерально-сырьевую составляющую экономики страны, что является прямой угрозой национальной и энергетической безопасности России.

Остается только надеяться, что такой сценарий развития событий, невыгодный ни государству, ни нефтегазовой отрасли, ни российской геофизической сервисной сфере, ни науке и приборостроению, не будет реализован. Для не допущения этого необходимо предпринять определенные шаги как со стороны государства в первую очередь, так и со стороны бизнеса и сервиса.

В качестве регулятора рынка должно выступать Министерство энергетики России, что прямо указано в Положении о Министерстве. Минэнерго является федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть и функции по выработке и реализации политики государства, а также нормативно-правовое регулирование в области топливно-энергетического комплекса. Как мы уже отмечали, утвержденные в девяностые годы нормативные документы, призванные регулировать ценообразование в геофизической области и обязательные для исполнения, тем не менее, в настоящее время не работают. Правда, некоторым образом это вызвано тем, что разрабатывались они без учета специфики рыночных отношений с ориентацией на плановую экономику.

Евроазиатское географическое общество (ЕАГО), вместе с лидерами геофизического сервиса России для преодоления сложившейся ситуации на отечественном геофизическом рынке предлагает Министерстве энергетики России, как регулятору рынка, ввести на краткосрочной основе, на три года, увеличенные тарифы на все виды геосервисных работ, рассчитанных ЕАГО. Тарифы рассчитаны с учетом дифференциации по регионам, по видам и условиям проводимых исследований. Так, в каждом из регионов тарифы соответствуют типичной для данной местности глубине и конструктивным особенностям скважин. Пересчет тарифов выполняется с помощью поправочных коэффициентов, состав используемых при расчетах методов, технология и качество выполняемых работ учитывались в полном соответствии с теми нормативными документами, которые приняты в настоящее время. Себестоимость и прибыль в соответствии с этими тарифами составляют 20%. Такая цифра связана с очень высокими  темпами роста научно-технического прогресса в области геофизики, что отражается на быстром устаревании оборудования и частой смене поколений используемой техники и технологий, а также потребностью обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности российской геофизики. Осуществлена привязка тарифом к мировым ценам на нефть. Эта необходимая мера, основное предназначение которой – обеспечение нормальных условий развития сервисных компаний, что позволит им развивать бизнес, выделять достаточно средств для НИОКР, что повысит конкурентоспособность отрасли и нефтегазовой ее составляющей. Предлагается до этапа утверждения тарифов образовать согласительную комиссию из всех заинтересованных сторон при непосредственном участии Минэнерго. После окончательной доводки утвердить тарифы и ввести их в действие. Такие меры, по нашему мнению, способны вывести отечественную геофизику из того критического состояния, в котором она находится сейчас, и начать постепенное оздоровление рынка с целью установления на нем цивилизованных отношений. Вместе с тем ЕАГО должно приступить при участии нефтегазовых компаний к расчетам регламента по ценообразованию в геофизике, соответствующего мировым тенденциям.

Введение режима наибольшего благоприятствования со стороны в первую очередь государства, а также нефтегазового бизнеса, сроком на три-пять лет является крайне необходимой мерой для борьбы с последствиями мирового экономического кризиса. В соответствии с этим режимом, при остальных равных условиях предпочтение при  проведении тендеров должно отдаваться отечественным сервисным компаниям, договора должны заключаться на взаимовыгодной основе и на длительные сроки. Допуск к тендеру должен предоставляться исключительно высококвалифицированным компаниям, уже имеющим отличную репутацию на рынке. В качестве квалификационных критериев для участников тендера должны присутствовать геолого-экономическая эффективность, безопасность и качество выполняемых работ, высокая культура производства, технологическая обеспеченность. Такие меры позволят отсечь от участия в тендере фирмы-однодневки, практикующие демпинг, и оздоровить отношения участников с обеих сторон. В качестве дополнительных мер нужно убрать марки геофизической техники иностранного производства, без которых заказ на проведение работ не может быть получен. Кроме роста коррупции, присутствие такого списка в данный момент тормозит отечественные НИОКР. Применение вышеперечисленных мер даст возможность российской геофизике получить передышку от той непосильной борьбы за существование, которую она ведет на протяжении последних 20 лет и направить освобождаемые ресурсы на техническое и технологическое развитие, усиление конкурентоспособности, что в конечном итоге способствует возврату отрасли на утраченные позиции на отечественном и мировом рынках.

Ведущие компании нефтегазовой области и Министерство энергетики США тратят большие средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. К примеру, компания Schlumberger выделяет на НИОКР полтора миллиона долларов в сутки.  Китай только в сфере геофизических методов исследования скважин в 2010 году предоставил для НИОКР 10 млрд. юаней сроком на 5 лет.

В практике отечественных нефтегазодобывающих компаний такого нет. Не озабочено выделением средств на НИОКР и Минэнерго. Для сравнения: весь объем затрат на исследовательские работы, выделенных всеми геофизическими и приборостроительными компаниями России, составил $10-15 млн. Даже во времена СССР на эти цел выделялось 150 млн. долларов в год, и это без учета стоимости доллара тогда и сейчас. Больше всего вызывает сожаление тот факт, что созданные даже эти мизерные средства инновационные решения не интересуют отечественную промышленность и получают путевку в жизнь за рубежом, е не в России. Так, уникальная разработка приборов для электрического каротажа через обсадную колонну, признанная во всем мире как технологическое достижение, используется китайскими нефтяниками.

Пример Китая показывает, что, несмотря на двадцатилетнее отсутствие финансирования, наверстать упущенное можно практически с нуля. Потенциал отечественной науки, военно-промышленного комплекса, отечественных вузов вполне позволяет создавать конкурентоспособную технологию, технику, программные средства.

Первостепенная задача – наверстать допущенное отставание в области каротажа процесса бурения, в области геофизического сервиса бурения морских скважин, в морской и наземной сейсморазведке, в аппаратуре доставки для проведения исследований действующих скважин.

Необходимо закрепить существующий приоритет российских геофизических компьютерных программ в области геологического и гидродинамического моделирования, осуществить прорыв в исследовании скважин. С этой целью нужно построить в стране 3-4 установки физического моделирования, прикрепленных к ведущим отечественным научным центрам, которые смогут имитировать 3-фазный поток в скважинах с возможностью регулирования угла наклона ствола. С целью обеспечения стандартизации геофизических измерений, которая обеспечит повышение точности нахождения месторождений нефти и газа, есть необходимость в построении базового метрологического центра с полным набором  эталонов пластов. Разработка и внедрение такой обширной пятилетней программы НИОКР возможна силами специалистов ЕАГО с привлечением всех заинтересованных участников рынка. Финансирование такой программы со стороны государства, нефтегазовых и сервисных компаний обойдется в сумму 500 млн. долларов в год.

В заключение необходимо сказать, что проведение таких комплексных мер по возрождению отечественной геофизики возможно только при совместных усилиях со стороны всех сторон: Министерства энергетики России, МПР, сервисных и нефтегазовых компаний, а также общественных организаций, объединяющих нефтяников и газовиков, геологов и геофизиков. Широкое обсуждение этих вопросов в открытой прессе будет только способствовать их решению.

По материалам samotlor-express.ru