Белая волна – правда и вымыслы

03.01.2012 23:03
Белая волна – правда и вымыслы
Иллюстрация:
time-for-rest.com

Громадные океанские волны, доходящие до 30 метров высотой, всегда появляются ниоткуда в совершенно безветренную погоду и столь же стремительно исчезают. Их нельзя предвидеть, разминуться с ними тоже невозможно. Их время жизни короткое, но если они повстречаются на пути морского судна, быть беде. Они так и называются: «волны-убийцы».

Один из последних случаев встречи с такой волной произошел в марте 2010 года. Круизный лайнер Louis Majesty шел из Барселоны в Геную. В Средиземном море в это время свирепствовал шторм, не представляющий никакой угрозы для судна длиной 200 метров. Однако внезапно появилась из ниоткуда белая волна высотой 8 метров. Этого оказалось достаточно, чтобы тонны воды обрушились на пассажирский салон лайнера. На пятом уровне были выбиты окна и сломаны ограждения, в салон тут же хлынула вода. Двое пассажиров погибли от кровопотерь, полученных от большого количества ран. 17 человек получили повреждения различной степени тяжести. Лайнер, на борту которого находилось 580 членов экипажа и 1350 пассажиров, возвратился в Барселону.

На протяжении веков моряки рассказывают истории о страшной волне, которая чаще всего наблюдались в водах около Южной Африки. До недавнего времени ученые рассказам про «волны-убийцы» не верили. Многочисленные факты обнаружения в океанах и на берегах обломков крушений их не убеждали. Согласно статистике, ежедневно на просторах мирового океана исчезает в среднем один корабль. И все же океанологи стояли на своем: волны высотой 36 метров в принципе невозможны. По их расчетам, громадные волны могут появляться не чаще одного раза в 10000 лет.

Первым фактом, заставившим ученых усомниться в непогрешимости своих расчетов, стал случай с танкером «Esso Languedoc», вышедшим из Дурбана в 1980 году. В море штормило, высота волн достигала 4 метров. И вдруг старпом, стоящий на мостике, увидел отдельную волну, во много раз превосходящую остальные, стремительно приближающуюся к танкеру. Он успел ее сфотографировать. Поскольку верхушка мачты находилась на высоте 25 м от уровня поверхности воды, высота волны была определена как 30 с половиной метров.

Танкер «Esso Languedoc» пережил сокрушительный удар и стал первым вещдоком существования одиночных гигантских волн.

В 1993 году была зафиксирована в Бискайском заливе 30-метровая белая волна, которая ударила в сухогруз со стороны кормы, благодаря чему он остался на плаву и своим ходом дошел до места назначения.

В 1995 году аналогичный случай произошел в Северном море с норвежской буровой плавучей установкой Bideford Dolphin в 150 километрах от берега. Удар был настолько мощным, что сорвал шесть якорных цепей из восьми, в результате платформа сломала бур, а повреждения оказались настолько серьезными, что все 51 член экипажа были эвакуированы.

С 1969 по 1994 годы при встрече с такими волнами получили серьезные повреждения или затонули двадцать два супертанкера. Количество погибших составило 525 человек.

На одной из нефтяных платформ в Северном море было решено установить видеокамеру и соответствующие приборы, и через несколько месяцев показали результаты ученым. Те испытали настоящее потрясение, когда увидели, что время от времени действительно возникают аномальные волны, которые никак не вязались с погодными условиями. И вот только после этого занялись изучением этого явления.

Океанографам удалось сделать анализ волновых спектров до волны, во время и после ее. Результаты оказались крайне неожиданными. Явление получило, наконец, научное название — «блуждающая волна». Причина ее возникновения - воздушные потоки, однако ее направленность зависит от течения. Когда подводное течение выходит к поверхности и сталкивается с волнами, которые следуют в противоположном направлении, последние сжимаются и устремиться вверх. Именно так и формируется «блуждающая волна». Именно это объяснение дает ответ на вопрос, почему подобное явление чаще всего возникает в районах с сильным течением. Гольфстрим, проходящий через Бермудский треугольник – одно из них. Поэтому не исключено, что причиной многих исчезновений в этом районе является белая волна.

Это подтверждают очевидцы, которые наблюдали 30-метровые волны с борта самолета. Летчики видели, как они неожиданно возникали и внезапно возвращались в исходное положение. Обычно такая волна описывается как быстро поднимающаяся водяная стена огромной высоты, а непосредственно перед ней идет фронт впадины в несколько метров глубиной. Эта характеристика волны-убийцы представляет опасность для низко летающих вертолетов. Хотя с точки зрения теории вероятности такое событие кажется исключительным, известны два случая крушения спасательных вертолетов, с симптомами, похожими на результат воздействия гигантской волны.

«Волны-убийцы» классифицируются на три типа: «белая стена», одиночная волна под названием «одиночная башня», и группа из трех волн - «три сестры». В 2001 году суда «Каледониан стар» и «Бремен» и на юге Атлантического океана попали под атаку нескольких волн тридцатиметровой высоты. В 2005 году «Норвиджиан Дон», крупнотоннажное пассажирское судно, столкнулось около побережья Северной Америки с «тремя сестрами», повредившими даже самые верхние палубы. А в 2010 году японский танкер в водах Персидского залива стал жертвой «одиночной башни». Удар блуждающей волны стал причиной взрыва и многочисленных повреждений верхней палубы.

Специальное исследование, проведенное Европейским космическим агентством, зафиксировало с помощью спутников за три недели свыше 10 волн высотой 25-30 метров.

За последние двадцать лет затонуло более двухсот контейнеровозов и супертанкеров, и сегодня ученые считают виновниками их гибели именно «волны-убийцы».

По мировым стандартам суда строятся с расчетом противостояния шторму с высотой волны 15-17 метров. Однако огромное количество небольших судов при встрече с такими волнами исчезают бесследно, не успев подать сигнал SOS.

Иногда волны-убийцы появляются в относительно спокойных водах. Возникают они под влиянием шторма за сотни миль от данного места, после чего их гонит сильный ветер на приличные расстояния.

Имеется еще одна история, которая имеет косвенную связь с волнами-убийцами. 25 октября прошлого года спасательно-координационный морской центр Южно-Сахалинска передал оповещение о навигационной опасности: по акватории Охотского моря без признаков экипажа и опознавательных знаков дрейфует так называемый «корабль-призрак».

Это была баржа, но откуда она взялась — непонятно. Судовладельцы Камчатки и Приморья о пропаже движимого имущества не сообщали. Предположили, что это нефтеналивная баржа «ННБ 116-06», в декабре 2010 года оторвавшаяся от причала в Охотске. Однако позже выяснили, что «ННБ 116-06», вместе с буксиром «МБ-379» замяло льдами у берега.

Поэтому по Охотскому морю дрейфует другая баржа. Во время шторма ее обнаружил траулер «Майронис». Ее размеры - всего 12 метров. Вряд ли такая посудина пригодна для перевозки по морю грузов. Вероятно, баржа стала жертвой блуждающей волны, однако выяснить это сейчас невозможно, поскольку навигация для буксиров в здешних морях на данный момент закончилась.

Если бы ученые занялись бы изучением и этого факто, вероятно, легенды о кораблях-призраках, были бы окончательно развеяны.