Геологоразведка бюджетных средств задействовать не будет

29.10.2011 20:11
Геологоразведка бюджетных средств задействовать не будет
Иллюстрация:
polevaya49.ru

Геологоразведочный сектор в России пока что остается наиболее непривлекательным в инвестиционном плане в отечественной нефтяной отрасли. По идее, изменить эту неприятную ситуацию призвана созданная в нынешнем году новая государственная компания — «Росгеология». О ее ланах, задачах и формах сотрудничества с инвесторами, как российскими, так и зарубежными, рассказал Сергей Донской, назначенный главой компании.

— Сергей Ефимович, какие задачи и цели поставлены перед «Росгеологией»?

— Главные направления хозяйственной деятельности «Росгеологии» были полностью определены соответствующим указом президента Российской Федерации, подписанном в июле текущего года. Это всего три направления. Первое — геологическое исследование и определение ресурсного потенциала наиболее перспективных регионов страны, в том числе шельфа наших внутренних морей, Арктики, Антарктики, Мирового океана. Второе направление — оценка ресурсного потенциала на данный момент нераспределенного фонда земных недр, как в освоенных, так и в неосвоенных регионах в целях воспроизводства отечественной минерально-сырьевой базы. Третье направление — мониторинг состояния недр. В данный момент по всем этим направлениям мы и выстраиваем деятельность предприятия.

Еще одна задача, стоящая перед «Росгеологией» — консолидация технологического, технического, кадрового и научного потенциала отрасли, а также развитие принципиально новых экономических принципов бизнеса в сфере геологоразведочных работ.

Следует четко понимать, что в современной России геологоразведка для компаний является более рискованной деятельностью, чем другие направления их операционной деятельности, она представляет меньшую привлекательность для долгосрочных инвестиций. Именно поэтому в перечне проектов инвесторов, как правило, геологоразведка уступает всем остальным краткосрочным мероприятиям, причем эта тенденция усиливается в периоды ухудшения внешней экономической конъюнктуры. Нужно менять такое положение вещей.

У современного государства нет бюджетных средств, которые бы можно было направить в рискованные проекты геологоразведочных работ. Увеличение администрирования в данной отрасли тоже не может быть эффективным. Следовательно, подобная деятельность должна основываться только на частных ресурсах, на рыночных механизмах и на частной инициативе, на всех тех условиях, которые позволят снижать риски инвесторов до приемлемого уровня, а также перераспределять их между всеми участниками рынка ГРР.

В мировой практике геологоразведочные работы и снижение рисков инвестиций строятся на механизме взаимодействия инвестора и государства. «Росгеология» и создавалась как некое подобие такого связующего звена на отечественном рынке. Холдинг будет строить мостик между инвесторами и государством для реализации большинства геологоразведочных проектов. Необходимо, чтобы компания органически внедрилась в этот процесс и создала при этом такие условия, чтобы инвесторы были заинтересованы работой на этом рынке, в том числе и с «Росгеологией».

— Когда следует ожидать утверждения всех внутренних документов и программы деятельности вашей компании?

— В данный момент уже начат процесс формирования документов, регламентирующих внутреннюю деятельность государственной компании. Я надеюсь, что до конца текущего года появится и стратегия деятельности «Росгеологии», в том числе и на долгосрочную перспективу, а также детальный план работы компании.

Строго говоря, тема управления в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и недропользования находится в области ведения государства, поэтому появление на рынке такой компании, как «Росгеология», требует согласования действий с руководством страны. Не буду говорить, что ожидаются какие-то революционные этапы, но эволюционные, полагаю, будут обязательно. Кроме того, мы следуем по пути создания с потенциальными инвесторами консорциумов. Неизбежно следует ожидать возникновения проблем, которые можно будет решить только изменением ведомственных документов, а в отдельных случаях - и законодательства. Поэтому мы, естественно, будем в будущем вносить в государственные органы исполнительной власти, ответственные за принятия таких поправок, свои предложения.

— Будет ли иметь какие-либо привилегии «Росгеология» как 100-процентная государственная компания?

— Главная наша привилегия заключается в том, что мы будем выполнять задачи, необходимые для развития отечественной экономики. Поэтому я бы не стал говорить об этих привилегиях. Речь идет, скорее всего, о возможностях, которые «Росгеология», выполняя задачи, поставленные государством, мог бы предложить другим участникам рынка.

После окончания разработки стратегии компании мы сформируем предложения для государства, которые дадут возможность в будущем повысить эффективность деятельности «Росгеологии». Но в данный момент наши предприятия принимают участие в тендерах, которые проводятся государственными органами, наравне со всеми другими компаниями.

— Какая роль отводится «Росгеологии» в государственных тендерах на проведение геологоразведки?

— «Росгеология» участвует в тендерах, проводимых не только Роснедрами. Существует много различных органов власти различных уровней, в том числе и тех, которые занимаются различными инфраструктурными проектами: Министерство транспорта, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство обороны, которым «Росгеология» также может предложить свои услуги. Мы в обязательном порядке будем участвовать и в зарубежных проектах. В настоящее время  у африканских, азиатских и латиноамериканских стран имеется большой интерес к российским геологам. И совсем отдельная тема — сотрудничество с геологическими компаниями стран СНГ, это очень важно с точки зрения развития «Росгеологии» и отрасли в целом.

— А что вы скажете о шельфовых проектах?

— Доля компании на этом рынке все еще не слишком велика, но мы намерены наращивать здесь свое присутствие, в том числе посредством технологического и технического перевооружения. Причем уже сейчас наши компании в состоянии выполнять множество уникальных работ, к примеру, сейсморазведочную разведку 2Д, 3Д и 4С на мелководье. Нам бы хотелось, чтобы «Росгеологию» в будущем рассматривали как надежного стратегического партнера по оказанию комплекса сервисных услуг по проектам в Арктике и на континентальном шельфе.

— Какова сегодня реальная доля участия «Росгеологии» в проектах на арктическом шельфе?

— В части региональных работ - около 30%, в транзитной зоне — 60%. В целом доля компании на этом рынке не превышает 10%. Но мы намерены наращивать свое присутствие.

— Каковы перспективы взаимодействия «Росгеологии» с частными отечественными компаниями в области геологоразведки, и с иностранными тоже?

— Сегодня происходит активный диалог с геологоразведочными компаниями, как российскими, так и иностранными о перспективах создания консорциумов. Мы пытаемся найти такую схему, в рамках которой сотрудничество между нами могло бы быть реализовано максимально эффективно. Потенциальному инвестору должны быть понятны правила игры. Чем больший портфель компаний-клиентов мы сформируем, тем гибче будет схема перераспределения рисков. Конкретные результаты озвучивать еще рано, поскольку на данный момент идет только обсуждение с компаниями.

— Входит ли в обязанности компании создание и сопровождение единой базы данных об отечественных ресурсах полезных ископаемых?

— «Росгеология» - не государственный орган, поэтому такого функционала для нее не предусмотрено. Но, так или иначе, такую базу данных мы все равно будем создавать. Информацию, которая сегодня имеется в архивах наших предприятий, мы собираемся аккумулировать и создать на ее основе единую систему. В составе «Росгеологии» имеется много компаний, которые в советские времена были базовыми в своей области, и у которых имеется большой массив важной информации, особенно геофизической.

— Учитывая, что до окончания создания «Росгеологии» остается менее 2-х лет, означает ли это, что она начнет свою деятельность только в 2013-2014 годах?

— Речь идет только о том, что в течение двух лет мы должны завершить все организационные мероприятия, что означает, что акции всех двадцати четырех акционерных обществ и тринадцати ФГУП должны быть внесены в уставный капитал «Росгеологии» в этот период. После этого компания сможет предлагать свои услуги уже как единый мощный холдинг.

— Какие органы государственной власти предположительно будут представлены в совете директоров «Росгеологии»?

— На данный момент работает совет директоров ОАО «Центргеология», указом президента России оно было переименовано в ОАО «Росгеология». Кто будет входить в совет директоров после окончания формирования компании – это компетенция правительства.

— Как будет осуществляться финансирование «Росгеологии»?

— Целевого бюджетное финансирование «Росгеологии» не предусмотрено. Оно будет осуществляться за счет производственной деятельности.

— «Росгеология» останется на 100% государственным предприятием?

— Да. Продажа акций компании в ближайшее время не предусмотрена.