Институт прикладной астрономии

12.11.2011 20:02
Институт прикладной астрономии
Иллюстрация:
astromirror.narod.ru

В Институте прикладной астрономии Российской академии наук следят за вращением нашей планеты, принимая сигналы, идущие от самых удаленных объектов Вселенной

В течение последних пятидесяти лет человечество узнало о планете и о космосе гораздо больше, чем за все предыдущее время. Но недаром у Екклесиаста имеется выражение: «Кто умножает знания – тот умножает скорбь». Многочисленные доморощенные предсказатели постоянно пугают нас различными бедами из космоса и близким концом света. Насколько обоснованы подобные предсказания? На этот и подобные вопросы, над которыми напряженно работает Институт прикладной астрономии из Санкт-Петербурга, отвечает Искандер Гаязов, руководитель отдела прикладной и фундаментальной астрономии, завлабораторией космической геодезии.

– Искандер Сафаевич, в СМИ было сообщение, что 8-9 ноября недалеко от Земли пролетит достаточно крупный астероид. Насколько это опасно для нас?

– Он пролетел на расстоянии 325000 километров от Земли. И хотя это на 60000 километров меньше, чем расстояние от Земли до Луны, совершенно никакой опасности он для нас не представляет. Многие имели возможность наблюдать его в обычный телескоп несколько дней подряд. При наличии желания его можно увидеть и сегодня.

– А другие подобные объекты опасны?

– Большая часть астероидов Солнечной системы двигается по орбите, расположенной между Марсом и Юпитером, и поэтому для Земли не представляет опасности. Но когда какой-нибудь их этих астероидов приближается к Юпитеру, под воздействием его гравитации он может поменять свою орбиту таким образом, что она может пересекаться с земной. В этом случае его зачисляют в список опасных для нашей планеты. Сейчас среди специалистов идет дискуссия об опасности для Земли астероида Апофис. Согласно данным астрономов, первое сближение с ним произойдет в 2029 году, последующее – в 2036-м. Риск столкновения стал причиной разработки проектов предотвращения возможной катастрофы: отправка непосредственно к астероиду космического корабля с небольшим ядерным зарядом, покраска его, что должно изменить траекторию его движения… Но я считаю, что вряд ли какие-то меры на самом деле понадобятся. Согласно последним прогнозам, в 2029 году риск столкновения невелик – астероид пролетит в 32000 километров от нашей планеты. Но если астероид попадает в так называемую «замочную скважину» – сравнительно небольшую область, где силы гравитации способны изменить его орбиту таким образом, что столкновение может случиться даже в 2036-м году – тогда риск будет действительно слишком высок. Но не нужно спешить - уже через 2 года появятся более точные данные относительно параметров орбиты астероида, и тогда станет известно – попадает он в пресловутую «замочную скважину» или нет.

– Одной из главных задач вашего института как раз и является точное измерение. Правда, параметров вращения Земли, а не орбит астероидов. О чем говорят эти измерения?

– Земля вращается довольно сложным образом – ось вращения постоянно испытывает колебания под действием гравитации Солнца и Луны. Кроме того, и сама Земля колебания вокруг оси так, что за 431 сутки ось вращения на поверхности Земли описывает круг радиусом около 8 метров. И вот эту траекторию движения необходимо определять каждые сутки.

– А могут ли полюса сместиться настолько, что это приведет к их смене, о которой в последнее время так много говорят?

– Имеется в виду не смена самих полюсов вращения, а только магнитных полюсов. Там работают совершенно другие механизмы. Если говорить о полюсах вращения, которые изучает наш институт, то происходит перманентное движение полюсов – каждые 100 лет они смещаются где-то на 10 метров. Безусловно, за сотни тысяч лет они могут сместиться довольно значительно. Но движение континентов и полюсов происходит очень медленно, никакие самые мощные природные катаклизмы не могут повлиять на этот процесс.

– Как вы ведете наблюдения за вращением земной оси?

–Это делается с использованием метода РСДБ-наблюдений, основанного на приеме радиосигналов от удаленных источников. То есть 2 антенны, разнесенные друг от друга на тысячи километров, принимают одновременно сигналы от удаленных внегалактических мощных радиоисточников – квазаров, которые находятся на расстоянии миллиардов световых лет от Земли. Институт прикладной астрономии имеет сеть «Квазар-КВО», которая состоит из трех обсерваторий и оборудована большими 32-метровыми антеннами. Полученные с помощью этих радиотелескопов данные затем обрабатываются специальными корреляторами и компьютерными программами. В итоге мы строим высокоточные каталоги радиоисточников и с их помощью определяем все нюансы вращения нашей планеты.

Данные со спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS тоже помогают определить параметры вращения Земли. Этим летом на орбиту был запущен отечественный радиотелескоп «Радиоастрон», что является попыткой вывести одну из РСДБ-антенн в открытый космос.

– Ваша сеть обсерваторий способна принять сигнал от внеземной цивилизации?

– Теоретически – конечно. Но сегодня не существует данных, в какие именно звездные системы нужно направить телескоп, чтобы это сделать. В нашем институте этим летом состоялась конференция, на которой как раз и обсуждалась тема поиска других цивилизаций. Участники мероприятия пришли к выводу, что в настоящее время не существует остаточно эффективной методики подобного поиска. К тому же поиск внеземных цивилизаций потребовал бы использования настолько огромных затрат энергетических ресурсов, которыми человечество пока просто не обладает.

– А вот Андрей Финкельштейн, ваш бывший директор института, ушедший недавно из жизни, был уверен в существовании жизни в глубоком космосе...

– Андрей Михайлович – талантливый организатор и ученый: в 90-е годы именно под его руководством создавалась сеть наших обсерваторий с уникальными установками. Да, многие ученые полагают, что на других планетах в других галактиках основы для возникновения и развития жизни должны быть весьма похожи на наши, земные. В последнее время даже происходит активный поиск экзопланет, которые по своим параметрам похожи на Землю. Кстати, и открывают их все больше и больше. Был даже один забавный эпизод, когда на одной из таких планет один астроном наблюдал вспышку, напоминающую луч лазера, но впоследствии все же был вынужден опубликовать опровержение этой информации.

По мнению Андрея Михайловича, проблемы с поисками внеземных цивилизаций можно объяснить тем фактом, что срок существования человеческой цивилизации ограничен небольшими временными рамками. То есть, вряд ли она сможет существовать более одного миллион лет, а по вселенским масштабам это - мгновение.

– Сигналы, идущие от далеких цивилизаций – это мечты. Давайте опустимся на нашу Землю, вернее, на ее орбиту, где трудятся спутники ГЛОНАСС. Мы знаем, что эта система обеспечивает нахождение любых объектов в каждой точке планеты. Но это ведь не единственная задача, стоящая перед этой системой?

– В 90-е годы наша система спутниковой навигации сильно отстала от американской GPS. Как известно, она с самого начала использовалась не только для военных, но и для чисто коммерческих целей. В течение последних лет было предпринято много усилий для восстановления паритета между системами ГЛОНАСС и GPS. В качестве одного из направлений такой работы можно считать и модернизацию технического оснащения обсерваторий нашего института. Например, Институт прикладной астрономии на всех обсерваториях установил новейшие лазерные отечественные дальномеры «Сажень-ТМ», которые используются для лазерной локации космических спутников.

В нашем институте занимаются также расчетом эфемеридов Луны, а также малых и больших планет Солнечной системы. Мы являемся один из трех мировых центров расчета таких эфемерид, другие два расположены в США и во Франции. Астрономия – это международная наука, и метод РСДБ-наблюдений без сотрудничества с обсерваториями других стран невозможен.