Кризис в Иране набирает обороты

09.01.2012 16:43
Кризис в Иране набирает обороты
Иллюстрация:
www.dengi-info.com

По свидетельству экспертов из США, политическое и экономическое давление даже без использования более радикальных средств способно сдержать ядерные амбиции Исламской Республики Иран. Однако в самой стране настроенные в массах далеко не оптимистично, иранцы полным ходом готовятся к военным действиям.

И после заявления о блокировке Ормузского пролива и ответных речей Вашингтона простой иранский народ оккупировал магазины, скупая предметы первой необходимости. Иранский риал в последние дни потерял около трети своей стоимости, что немедленно сказалось на ценах импортируемых товаров. Торговец Милад, работающий на знаменитом базаре «Пайтакт», считает, что эта ситуация приведет к войне.

На Западе и в Вашингтоне эксперты высказывают осторожное удовлетворение по поводу того, что политика угроз экономическими санкциями оказалась эффективной - кризис в Иране становится все заметней.

Правительственные чиновники США, как бывшие, так и ныне находящиеся при исполнении обязанностей, считают, что возможность военной конфронтации существует, но все, же последние угрозы со стороны иранских лидеров – это признак роста разочарования. С их точки зрения, подобные результаты говорят об эффективности принимаемых мер, поэтому политика усиленного давления на Иран, в том числе с помощью проведения тайных операций относительно высшего руководства страны, без провокации войны, является вполне оправданной.

Ушедший недавно в отставку Деннис Росс, один из влиятельных советников Белого Дома по проблеме Ирана, заявил: «Они сердятся потому, что над ними висит угроза». А если учесть, что в ближайшее время ужесточение санкций относительно Тегерана начнет действовать, то можно считать, что Белому Дому удалось затруднить Ирану реализацию его ядерной программы.

Виктория Нуланд, пресс-секретарь госдепа США, считает, что намерение Евросоюза ввести запрет на поставки иранской нефти – «очень хорошая новость». По ее словам, в случае принятия этого запрета экономическая удавка на шее Ирана затянется еще туже. «Мы полагаем, что нефтяная отрасль – именно то место, которое лучше всего привлечет внимание Ирана к проблеме своей ядерной программы», - считает Нуланд.

В Тегеране последние события уже ощущают миллионы жителей страны. Аналитики и эксперты считают, что санкции со стороны Запада до крайней степени обострили существующие хронические проблемы страны в экономике, и первым признаком этого можно считать возникновение валютного кризиса, следствием которого стало ограничение доступа к большому ассортименту товаров, в числе которых оказались незаконно ввозимые телефоны «iPhone» и даже жизненно необходимые лекарственные препараты.

И хотя в целях стабилизации риала Центральный Банк Ирана ввел в обращение доллары США, чего раньше не было, валютные трейдеры в среду заявили, что не будут продавать доллары, поскольку центробанк установил «искусственные», завышенные ставки.

В связи с этим иранское руководство, дабы справится с валютным кризисом, распорядилось, чтобы менялы брали доллары США по достаточно низкому курсу. Одновременно власти заблокировали доступ к сайтам, на которых имеется информация в реальном времени о стоимости инвалюты.

В Тегеране, где в 2009 году правительство сурово подавило выступления оппозиции, со стороны населения поддержки стало намного меньше. Многие иранские граждане вину за возникшую напряженность в отношениях с США и Европой возлагают на своих лидеров и проводимую ими политику.

Местные бизнесмены и экономисты утверждают, что на протяжении многих лет правительство Махмуда Ахмадинежада проводило неустойчивую экономическую политику. Поэтому европейские и американские санкции, которые направлены против получения Ираном доходов от экспорта нефти, усиливают тревоги, связанные с общим экономическим кризисом в стране.

Джамшид Эдалатиан, бывший банкир и профессор экономики Ирана, говорит, что когда население начинает беспокоиться о своем будущем, оно скупает сильную валюту, что позволить воспользоваться ею в тяжелые времена, и сейчас наступает как роз тот момент, когда люди ощущают острую неопределенность по поводу будущего страны».

И прямым следствием этого экономического закона стали беспорядки, произошедшие в торговом центре «Пайтакт», на котором продают компьютерную технику. На большинство популярных импортных товаров, в числе которых оказался и «iPhone 4S» производства «Apple», завозимый в Иран из ОАЭ, который необычайно популярен среди молодых жителей страны, цена внезапно и намного подскочила. Телефон сегодня можно купить на 35 процентов дороже.

«Никто сегодня не продает и не покупает», говорит Надер Камали, владелец магазина, продающего мобильные телефоны.

Проблемы испытывают и крупные предприятия Ирана. Национальное агентство новостей о занятости сообщило, что рост цен на сырье и товары стали причиной закрытию половины всех предприятий в самой крупной промышленной зоне, расположенной неподалеку от Тегерана.

Недовольство в стране вызывает и то, что президент Ахмадинеджад позволил повыситься ценам на энергию и одновременно распорядился прекратить выплаты государственных субсидий. Правда, он тут же распорядился о предоставлении шестидесяти миллионам иранцев прямой государственной помощи в размере 40 долларов ежемесячно.

Экономисты указывают на то обстоятельство, что в 2011 году аналогичные меры привели к инфляции, росту цен на коммунальные услуги, продовольствие, аренду, автомобильные сборы.

Эдалатиан считает, что необходимо срочно предпринять жесткие меры, дабы остановить коллапс экономики, вызванный санкциями и неуверенной политикой правительства страны. По его мнению, необходимо ограничить импорт автомобилей и телевизоров, и сосредоточить внимание на валютном рынке.