Освоение шельфовых месторождений

15.11.2011 19:46
Освоение шельфовых месторождений
Иллюстрация:
astrakhan-24.ru

17 ноября правительство Российской Федерации собирается рассмотреть проект федеральной программы разведки российского континентального шельфа и разработки его природных ресурсов. Если будет одобрен ее инновационный вариант (на этом настаивают сами авторы проекта), дорога на шельф для его масштабного освоения будет открыт.

Этот документ подготовлен министерством природных ресурсов и экологии и рассчитан на освоение шельфовых месторождений в 2012-2030 годах. В течение этого срока в проект будет вложено от 4.8 до 6.4 триллиона рублей. Согласно плану, к 2030 году на шельфе будет добываться ежегодно 40-80 миллионов тонн нефти (это составляет 8-16% от уровня всей добычи сегодня) и 190-210 миллиардов кубометров газа (32-35%). На материке получить подобный прирост сегодня уже невозможно. Прокомментировать федеральную программу, которая на прошлой неделе была несколько доработана и отправлена на рассмотрение в Белый дом, «Российская бизнес-газета» попросила кандидата экономических наук Елену Дьячкову, консультанта министерства природных ресурсов и Государственной Думы, одного из ведущих разработчиков проекта.

- Елена Арнольдовна, с точки зрения недропользования, что сегодня представляет собой континентальный российский шельф?

-Если говорить коротко, то это - 6.5 миллионов квадратных километров акватории, из которых 4-4.4 миллиона признаны перспективными касательно содержания в них углеводородов. К сожалению, территория эта пока изучена плохо - немного лучше Дальневосточный и Западно-Арктический регион, совсем плохо - Восточно-Арктический. Государственным балансом учтено только 25 месторождений нефти и 44 - газовых месторождений.

- Нам кажется, сегодня отношение к шельфу меняется.

- Главное – это то, что пришло понимание, что если с шельфом тянуть и дальше, можно в итоге опоздать. И дело даже не в том, что на материке сегодня запасы истощаются. Российскому газу имеется альтернатива – это сжиженный природный газ. Сегодня во многих государствах довольно активно сооружаются портовые терминалы, строятся специальные суда. Поэтому угроза потерять основательно освоенные нами рынки отнюдь не надумана.

- В руках у тех, кто считает освоение шельфовых месторождений нерентабельным, есть один сильный аргумент - дорого. Это действительно так?

- Безусловно, это совсем другой порядок цифр, иная экономика. В Западной Сибири сегодня, например, добыча одного барреля нефти обходится в среднем в 5-7 долларов, а на шельфовых месторождениях, за исключением Каспия, естественно, - 13.7- 27 долларов. Мы уже сделали соответствующие расчеты: при имеющейся системе налогообложения, даже если учитывать установленные недавно налоговые каникулы по НДПИ, всего четыре континентальных шельфовых месторождения России можно считать экономически эффективными. Но даже они, можно сказать, эффективны только условно. Если государством им не предоставят налоговые льготы или вдруг значительно качнется мировая конъюнктура, они тоже станут нерентабельными. Российский шельф сильно неоднородный. Имеются месторождения, на которых при любом льготном налоговом обложении затраты на добычу не окупятся.

- Зачем же нужно идти на их освоение?

- Частично я уже ответила, зачем. Конечно, необходимо максимально уменьшать бюджетные издержки, стараться привлекать частный капитал. Да и возможности для этого есть. По планируемой программе государство возьмет на себя финансирование региональных ГРР, а также все затраты, связанные с формированием обеспечивающей инфраструктуры – связь, мониторинг, природоохранные мероприятия, навигационные системы. По нашим расчетам, в рамках осуществления инерционного сценария, это будет 1 триллион рублей, то есть 21% всех затрат. Остальное должны вносить будущие недропользователи. Но и эти государственные капвложения тоже можно сократить. Мы планируем ввести геологическое исследование шельфа в качестве отдельного вида пользования недрами. В настоящее время компании вынуждены заниматься приобретением так называемых совмещенных лицензий, которые объединяют исследование, разведку и разработку месторождений. Если исследование станет самостоятельным видом, появится возможность привлекать к этому бизнесу частные фирмы, которые после завершения работ будут продавать результаты добытчикам. А уже те будут думать, подавать заявки на получение лицензий по разработке или же лучше не рисковать. По нашим предварительным расчетам, это даст возможность сэкономить практически 300 миллиардов рублей государственных средств, но перед этим потребуется внести поправки в текущую версию Закона «О недрах». При внедрении инновационного сценария в проект вовлекается намного больше месторождений, при этом суммарные капитальные затраты составят 6.4 триллионов рублей, из них государственные - 700 миллиардов, что составляет 11%.

- Насколько можно понять, это предложение включено только в инновационный сценарий. В инерционном его нет?

- Его там и не может быть. Что собой представляет инерционный сценарий? Это попытка создать необходимые условия для того, чтобы освоение шельфовых месторождений было осуществимо в рамках ныне действующего законодательства, смягчив его набором льгот. Существует, например, льгота по НДПИ для российского континентального шельфа, которая касается добычи нефти, - вполне оправданно отнести ее и к добыче газа. Пока нет льготы по экспортной пошлине, поэтому нужно подумать о прерогативах и в этой области. К 2030 году инерционный сценарий может принести 6.2 триллиона рублей доходов в федеральный бюджет, а с учетом дальнейшего развития – 17.9 триллионов рублей.

- Ну, это совсем не мало.

- Да, но учтите, что при этом освоение шельфа не будет сделано широким фронтом, можно будет наблюдать, как идет выдергивание отдельных, выгодных на текущий момент месторождений. В данном случае мы даже не сможем за счет увеличения морской добычи компенсировать тот естественный спад, который будет на материке в 2022-2025 годах.

Зато инновационный сценарий работает совсем по-другому. В нем отсутствуют льготы, это совершенно иной налоговый режим, который в значительной степени адаптирован к поставленной задаче. Мы считаем, что в итоге это должна быть отдельная глава Налогового кодекса, посвященная налоговому режиму на континентальном шельфе. Он не предполагает наличия специфических твердых ставок, они будут адвалорными, то есть соотноситься в процентах к стоимости, а налоговая нагрузка должна равномерно распределяться между частью налога, взимаемого с валового дохода добывающих компаний, и налогами с финансового результата, или прибыли. Для такого режима не будет районов, убыточных только из-за недостатков налогового режима. Такой вариант дополнен решениями правовых задач, которые связаны с регулированием таможенного законодательства, со снятием различных административных барьеров и расширением субъектного состава добытчиков, о котором мы уже говорили. Согласно инновационному сценарию, доходы госбюджета к 2030 году составят 8 триллионов рублей, а суммарно за все время разработки шельфовых месторождений – 25.2 триллиона.

- Кто может быть допущен на российский шельф?

- Согласно Закону «О недрах» - компании с долей госучастия более 50% при наличии пятилетнего опыта работы на континентальном шельфе. Сегодня этим условиям отвечают только две компании – «Роснефть» и «Газпром».

- И они будут вынуждены между собой конкурировать, не так ли? Не совсем понятно, зачем так искусственно сужать круг разработчиков: даже среди государственных компаний есть много структур, желающих и способных работать на шельфе. К примеру, та же «Зарубежнефть».

- У нее имеется один недостаток - отсутствует опыт работы в России.

- Ну и что? Зато зарубежного более чем достаточно.

- Потому-то мы и внесли предложения о поправках в действующее законодательство - не делить опыт на зарубежный и отечественный, а ограничиться пятилетним стажем, независимо от того, в каком месте он приобретен.

- В инновационный сценарий вы заложили громадную цифру внебюджетных средств – 5.7 триллионов рублей. Откуда возьмутся частные инвестиции, если не будет частных компаний? «ЛУКОЙЛ» на Каспии активно осваивает шельф, а в Арктику ему путь заказан?

- У Каспия имеется особый статус, и там тоже существует масса правовых неясностей. И все же это не значит, что «ЛУКОЙЛу», как и многим другим частным отечественным компании, дорога в Арктику недоступна. У «ЛУКОЙЛа» есть возможность заключить взаимовыгодное соглашение с «Роснефтью» или «Газпромом» и начать работу на шельфе в одной связке с ними, просто не в качестве обладателя лицензии.

- А иностранцы, которые должны принести на российский шельф опыт и технологии?

- Точно так же.

- Каким образом они будут делить прибыль?

-Здесь проблем нет - как договорятся, так и будут делить, но при одном условии - сохранении 50%-й государственной доли. Есть налоговые шероховатости, которые связаны с отнесением затрат на ГРР и на расходы, вычитаемые из прибыли в качестве налогов. Но, я думаю, с нами можно согласиться: тот, кто работает на континентальном шельфе по соглашению, никакой дискриминации подвергаться не должен.

- На данный момент есть желающие прийти на шельф при таких условиях?

- Согласно имеющейся информации, есть.

- Откуда начнем освоение?

- Согласно прогнозам, изложенным в Программе, больше всего капитальных вложений в разведку и разработку углеводородных месторождений – 2.23 триллиона рублей до 2030 года отечественные компании вложат, скорее всего, в Баренцево море. Оно несколько лучше изучено, к тому же там есть Штокман. В Печорское море вложат 1.44 триллион рублей, в Охотское и Карское моря - соответственно 850 и 600 миллиардов рублей. Но все эти цифры могут быть как минимум на порядок выше, если будут открыты новые мощные месторождения, на что и нацелена наша программа.