Строительство Рогунской ГЭС

04.12.2011 17:41
Строительство Рогунской ГЭС
Иллюстрация:
www.vzglyad.kg

В то время как Туркменистан и Казахстан переживают расцвет экономики, соседний Таджикистан находится в состоянии глубокого упадка. Экономика практически полностью парализована, нет ни одной отрасли, работающей на благо страны. То, что осталось, приносит доходы только президенту страны Эмомали Шарифовичу и его многочисленным родственникам. Население пребывает в нищете, свирепствует массовый голод и безработица. Расходы государственного бюджета многократно превышают расходы, внешний долг достиг критической величины. Однако, несмотря на такие ужасные условия деньги на строительство Рогунской ГЭС в бюджете находятся. А это – немалые деньги, поскольку это будет самая высокая плотина в мире.

Чтобы не быть голословным, укажем, что в 2011 году на возведение Рогунской ГЭС выделено 850 миллионов бюджетных сомони (порядка 179 миллионов долларов), а в следующем году на эти же цели будет выделено около одного миллиарда сомони (211 миллионов долларов). Несмотря на предупреждения государственных деятелей и экспертов о недопустимости строительства, а также вопреки обещаниям, данным Всемирному Банку, президент Таджикистана Эмомали Рахмон в очередной раз выставил себя в неприглядном свете, дав указания продолжать работы по возведению Рогунской гидроэлектростанции.

Чтобы как-то ослабить негативное восприятие этой стройки, руководство страны уповает на старое пропагандистское утверждение, что «перед заключительным утверждением проекта Рогунской гидроэлектростанции все показатели относительно экологической безопасности, экономической выгодности и возможности строительства в техническом плане неоднократно обсуждались и проверялись, и никаких критических замечаний и отрицательных оценок при этом высказано не было». Напомним, что проект Рогунской ГЭС разрабатывался еще в 80-е годы, во времена Советского Союза. Как утверждают свидетели того времени, власти в своем стремлении закончить строительство в максимально сжатые сроки и с минимальными затратами, решили не проводить некоторые инженерно-геологические изыскания, необходимые для масштабных проектов подобного рода. Итог - основные вопросы, касающиеся безопасности и надежности сооружения, остались под вопросом.

Так, наземные геофизические работы вообще не проводились, то есть последующее геологическое картирование было проведено с нарушениями существующих положений и инструкций. В документах упоминается о том, что расчет устойчивости оползней все-таки был выполнен, но кто конкретно этим занимался - остается загадкой.

Среди множества других проблем, присутствующих в технико-экономическом обосновании проекта гидроэлектростанции, выделяется то обстоятельство, что совсем не было проведено мероприятий по изучению солевых отложений и сейсмической активности территории, на которой предполагалось строительство. Глубинные геофизические исследования тоже не проводились. Сейсмологи утверждают, что те сейсмические материалы, которые задействованы в проекте, имеют давность 25-40 лет. Еще одна проблема - высокая опасность возникновения селей и оползней в районе Рогунской ГЭС, что может стать причиной разрушения инфраструктуры и лишения оперативного доступа к логистике. А это уже прямая угроза безопасности основной плотины.

Именно поэтому отечественные и международные эксперты считают, что для проведения всех необходимых изысканий понадобится как минимум 5-7 лет. А без этих данных говорить о нормальном технико-экономическом обосновании не имеет смысла. Но те же эксперты говорят о высокой вероятности того варианта, при котором в результате проведения новых изысканий от возведения Рогунской ГЭС придется вовсе отказаться.

Официальные власти об этом тоже знают. Поэтому на экспертов Всемирного Банка сегодня оказывается беспрецедентное давление. Цель одна - любыми путями добиться принятия «нужного» решения. К счастью, такие «усилия» Душанбе не завершились успехом - эксперты Всемирного Банка не поддались давлению. В результате после окончания оценочных работ руководство Таджикистана получило рекомендации «не начинать строительство Рогунской ГЭС».

Эмомали Рахмон этим советам не внемлет. Создается впечатление, что он способен снять последнюю рубашку со своих подопечных и готов пойти против мнения мировой общественности, но гидроэлектростанцию достроить. В начале этого года он недвусмысленно дал понять, что не собирается следовать указаниям международных экспертов. Совсем недавно он подтвердил свою позицию по этому вопросу. И это не может не вызывать вопросов относительно адекватности его позиции.